Маркова Татьяна Григорьевна
7-10 лет
ребята, занимающиеся в студии легопроектирования, ежегодно создают множество интересных проектов и нередко представляют их на конкурсах и фестивалях, получая престижные награды. о том, как юные конструкторы учатся мыслить "проектно" и работать в команде, а также о том, как удается донести до малышей, еще не умеющих уверенно писать и считать, довольно непростые для их возраста научные законы, необходимые для осуществления задуманного, рассказывает руководитель студии.
Журналист:
-С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ У САМЫХ МЛАДШИХ ВАШИХ ВОСПИТАННИКОВ - ПЕРВОКЛАССНИКОВ?
Преподаватель:
-В первую очередь со знакомства с простейшими механизмами. На данном этапе обучающийся узнает, как с помощью простых механизмов можно производить различные типы движения. Например, уже на первых занятиях я рассказываю им о различных видах передач – зубчатой, червячной, ременной. Мы вместе разбираем, для чего необходимы передачи, в чем плюсы и минусы каждой из них. Допустим, можно сделать ременную передачу, и машина пойдет медленнее, а можно собрать зубчатую передачу, которая даст механизму возможность двигаться быстрее. Ребята узнают разницу между повышающей передачей, которая дает механизму скорость, и понижающей, которая приносит мощность. Еще один пример – жесткость крепления. Ведь можно жестко закрепить детали, а можно сделать шарнир... Что и в каком случае предпочтительнее? При исследовании жестких и подвижных конструкций юные робототехники пытаются понять, какую пользу могут принести различные виды соединения деталей в кон-струкции их робота. За короткое время они приходят к очевидному, понятному и нужному им в данный момент времени результату. Конечно, все эти знания ребята получают путем практики, ведь физических законов и математических формул, которые помогли бы им понять, почему все происходит именно так, они пока не знают. Так, например, они еще не в состоянии понять формулу КПД, а вот познакомиться с этим понятием на практике и сознать его смысл вполне в состоянии. Особенно если интерес к такому осознанию правильно сформировать. Вот, например, делаем мы на занятии робота-лягушку, а в конце занятия – соревнования: чья лягушка доскачет быстрее до финиша. Или чей автомобиль дальше проедет по прямой, не пересекая линию другого робота. После таких соревнований у ребят появляется стимул разобраться: «Почему мой робот выступил хуже? Что надо сделать, чтобы он выступал успешнее?»Именно в этот момент у них, как правило, и просыпается интерес к самостоятельному конструированию, к конструкторскому творчеству. А кроме того, параллельно с познанием простейших механизмов мы уже с самых первых дней занятий начинаем учиться и неким организационным основам проектирования, которые впоследствии способны пригодиться ребятам не только при создании роботов, но и при воплощении проекта абсолютно в любой сфере: ставим цели, формулируем задачу, прописываем шаги на пути к ее разрешению. Ведь ребята должны видеть перспективу, понимать, куда и зачем они идут, знать, какие обязательные шаги нужно сделать, чтобы достигнуть цели.
Журналист:
-КАКИЕ КОНСТРУКТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ ПОД СИЛУ ПЕРВОКЛАССНИКАМ?
Преподаватель:

-Например, один из их первых опытов – создание робота-головастика и робота-лягушки. И с ним большинство ребят, как правило, неплохо справляется. Но можно ли робота-лягушку превратить, например, в робота-кузнеца или в робота-зайчика? И что для этого надо сделать? Ответ на такие вопросы не
все готовы дать с ходу. А алгоритм работы в нашей студии, даже для самых маленьких, всегда включает не только сборку конструкции, но и ее усовершенствование. Правильно прочесть чертеж, аккуратно собрать механизм, разобраться в схеме его действия – это важный, но только первый этап работы. А задача второго этапа – подумать над тем, что можно улучшить в конструкции, как можно использовать сделанные в процессе работы технические «открытия» в другой ситуации. Конечно, уровень продвижения детей в проектировании разный. Кто-то усваивает новые знания быстро, и ему можно усложнить задачу, например, включить такого ребенка в команду, которая готовит проект к фестивалю и занимается по более сложной программе. А кому-то, наоборот, необходимо давать работу точно по его силам и способностям, чтобы ребенок не встал в тупик перед пока неразрешимой для него проблемой, не опустил руки. То есть кому-то надо немного подсказать, как именно он может преодолеть сложный этап, а кому-то достаточно только подать идею, и ребенок самостоятельно найдет решение. И за всем этим приходится очень внимательно следить, чтобы работа над проектом не переставала приносить ребенку радость успешного преодоления. Особенно сложно приходится тем ребятам, которые из-за большой загруженности в школе и различных кружках вынуждены приходить на занятия не в свою возрастную группу, а к более старшим детям. Хотя некоторых это, наоборот, стимулирует и подстегивает. В любом случае если первоклассник вынужден приходить на занятия с третьеклашками, я всегда найду возможность позаниматься с ним индивидуально.
Журналист:
-СКОЛЬКО ГРУПП ЛЕГОПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТАЕТ СЕЙЧАС В ШКОЛЕ?
Преподаватель:
-Всего у меня занимается пять разновозрастных групп по 10–15 человек в каждой. Чем дальше продвигается ребенок, тем ярче проявляются его способности. Например, второклассники уже пытаются создать свои авторские механизмы и проекты. И тут мы всегда стараемся выяснить, какая именно область больше всего интересна ребенку. Авиация? Наземный транспорт? Или, может быть, он хотел бы сделать бытовой прибор, чтобы помочь маме на кухне? И так же, как и в первый год занятий, параллельно с обучением основам конструирования, а во втором классе уже и программирования, мы учимся «проектно» мыслить. Выбрав проект, который ему интересен, юный конструктор начинает изучать нынешнее состояние дел в той сфере, где он собирается работать. Лента времени переносит его в прошлое, на- стоящее и будущее и позволяет изучить открытия и изобретения по данному технологическому направлению. Например, историю производства бытовых приборов. Ребенок ищет информацию в Интернете, смотрит ролики, напитывается идеями, которые уже отработаны. Во-первых, для того, чтобы его конструкторской мысли было отчего оттолкнуться. А во- вторых, для того, чтобы не изобретать велосипед. Такие поиски – своего рода домашние задания и для ребенка, и для родителей, которых я всегда прошу нам помогать. Не всегда и не у всех этот этап идет одинаково гладко, кому-то приходится и напоминать. Но так или иначе, проходят
через него все. И поскольку перед второклассниками, как правило, стоят уже более интересные и сложные задачи, очень важно помочь ребенку отработать алгоритм работы над ними. Например, помочь ему разложить сложную конструкцию на простейшие механизмы и показать, как они взаимосвязаны друг с другом. Причем кому-то это нужно объяснить, что называется, на пальцах, кому-то нужно посоветовать посмотреть определенные видеоролики, третьему нужно дать почитать какие-то материалы. Бывают и ситуации, когда на каком-то этапе ребенок вдруг теряет веру в свои силы, не верит в то, что у него что-то получится. И в этот момент важно его убедить все-таки собрать волю в кулак и попробовать преодолеть трудности. Давая ребенку понять, что он работает не только на результат, но и для удовольствия, получаемого от самого процесса изобретения нового объекта реального мира, я привожу его к мысли, что знания без их применения – лишний багаж в его арсенале. Чтобы поверить в себя, нужно дать себе установку: «Я попробую, я смогу, у меня все получится». Кстати, во второй год в нашей жизни появляется и такая важная составляющая, как командная работа. Как правило, уже к концу первого года занятий становится понятно, кому из ребят больше интересна механика и конструирование, а кому программирование, и я, исходя из этого понимания, пробую соединить их в пары или небольшие группы так, чтобы таланты каждого дополняли остальных. Конечно, при этом важно учитывать и симпатии самих ребят. А иногда ребята и сами инстинктивно объединяются в группы, и просто удивительно бывает наблюдать, как, увлеченные одной идеей, они постоянно зажигаются друг от друга и понимают друг друга с полуслова.
Журналист:
-ВЫ УПОМЯНУЛИ О "ПРОГРАММИСТАХ". ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ДЕТИ В СТУДИИ НАЧИНАЮТ ПРОГРАММИРОВАТЬ УЖЕ СО ВТОРОГО КЛАССА?
Преподаватель:

-Даже с первого! Вначале это программирование при помощи блоков. Допустим, у робота есть задача: пройти определенное расстояние или повернуться вокруг своей оси, или спеть, как птица. Для каждого из этих действий в конструкторе, с которым мы работаем, есть свой программный блок, и задача ребенка правильно соединить эти блоки. Но и здесь всегда есть маневр для творчества, которым мы стараемся воспользоваться. Например, дать другие звуки, ускорить или замедлить вращение, изменить направление движения. Ребенку необходимо понять, что именно он может изменить в программе, и осознать, что прежде, чем начинать программировать на компьютере, нужно составить программу в голове.
Журналист:
-ВАШИ ВОСПИТАННИКИ ИЗ КОМАНДЫ "ЭКОЛЕГОГРАД" НЕОДНОКРАТНО СТАНОВИЛИСЬ ПРИЗЕРАМИ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ "РОБОФЕСТ". В ЭТОМ ГОДУ ОНИ ПЛАНИРУЮТ В НЕМ УЧАСТВОВАТЬ? НАД КАКИМ ПРОЕКТОМ РЕБЯТА РАБОТАЮТ СЕЙЧАС?
Преподаватель:
-Сейчас мы с ними изучаем тему «Космос», которая заявлена в качестве основной темы фестиваля на следующий год. Ребята из команды «ЭкоЛегоГрад» в новом учебном году пойдут в 4-й класс и работают уже с более сложным конструктором «EV3». В этом году мы с ними побывали на «РобоФесте» в Перми, где соревновались юные робототехники, начиная с 5-го класса. Так что можно сказать, что наши ребята сработали на опережение. А ведь переход на более высокую ступень соревнований означает не только более сложные конструкторские и программные решения, но и более высокие требования к оформлению проекта, к организации своего выступления. И наша команда, состоящая из учащихся начальных классов, составила достойную конкуренцию старшим соперникам. В итоге наш проект «Колонка, колонка, дай воды напиться» стал победителем в номинации «Лучшая командная работа», а все шесть участников команды получили медали. Замечу, что к выбранной в итоге теме работы водопроводных колонок в небольших населенных пунктах ребята пришли не сразу. На этапе подготовки к конкурсу они исследовали целый ряд проблем – от очистки воды до промышленного использования айсбергов. Но ребята из «ЭкоЛегоГрада» в этом году были на «РобоФесте» не единственной командой от нашей младшей
школы. Еще одна команда под названием «ЛегоТекторы» выступила в младшей группе, представив на «РобоФесте» в Москве проект под названием «Морской санитар». Ребята второй год занимаются в студии и удивительно хорошо понимают друг друга. Выбирая идею проекта, они остановились на борьбе с мусорными островами, засоряющими океан, и в итоге соединили в одну две темы –очистка воды и переработка пластиковых бутылок. Ребята решили сделать фрагмент корабля, который сможет очищать океан от мусора, а измельченный и спрессованный мусор передавать на другие суда для доставки на перерабатывающие заводы. В итоге команда получила диплом и кубки «РобоФеста» за «Самое сложное интересное проектное решение».
Журналист:
-А УЧАСТВУЮТ ЛИ В СОРЕВНОВАНИЯХ ТЕ, КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ КОМАНДЫ, ВЫСТУПАЮЩЕЙ НА "РОБОФЕСТЕ"?
Преподаватель:
-Конечно. И выступления начинаются со школьных соревнований. Например, на самый скоростной из механизмов. При этом каждый из студийцев самостоятельно проводит презентацию своей разработки: рассказывает, как создавал робота, каковы его технические параметры и для чего он предназначен. Автор демонстрирует своего робота в действии и отвечает на все вопросы товарищей, вплоть до количества и вида использованных в его конструкции деталей. Проводятся в нашей студии и выставки работ, причем авторы могут сначала представить свои разработки в собственных классах, а затем пригласить одноклассников на выставку в студию. Естественно, здесь они тоже презентуют свою работу, отвечая на вопросы. И очень часто на такой встрече-презентации со сверстниками ребята гораздо отчетливее осознают недоработки в своей конструкции, что становится для них новым стимулом к ее совершенствованию. Регулярно проходит у нас и конкурс среди студийцев 1–3-х классов на лучшего робота по уровню сложности. При этом судьями конкурса бывают как взрослые, так и сами школьники: например, на последнем конкурсе все роботы были выставлены в кабинете труда и рекреации второго этажа, куда приходили ученики начальной школы и, посмотрев выставку, отдавали свои стикеры трем лучшим, на их взгляд, работам.
Журналист:
-И КТО ЖЕ СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ?
Преподаватель:
-В индивидуальном конкурсе на лучшего робота победителем стала Мария Сухова, которой также достался и приз зрительских симпатий. Первого места удостоились Константин Свиридов и Федор Шумский. А среди команд первое место заняли «ЛегоТекторы». Хочу особо отметить, что к соревнованиям мы с ребятами готовим не только роботов как таковых, но и наглядные материалы, зарисовки и так называемые инженерные книги. Вообще занятия легопроектированием очень сильно стимулируют интерес ребят практически ко всем предметам школьного курса. Ведь для успешной работы над проектом они вынуждены обращаться и к естественным наукам, и к математике, которая помогает им убедиться в рентабельности проекта, и к русскому языку, поскольку им нужно не только сконструировать механизм, но и грамотно его представить, суметь донести свои мысли до аудитории, и к черчению, и рисованию, поскольку к проекту делаются и эскизы, и чертежи. А еще ребята учатся слушать и слышать друг друга, понимать свою зону ответственности и зону ответственности своих товарищей по команде и обязательно анализировать свои достижения или неудачи. Когда мы приезжаем с соревнований, то всегда проводим «разбор полетов», давая слово каждому, что позволяет нам раскрыть возможности робототехники и пробудить у детей и родителей интерес к дальнейшему сотрудничеству.
Made on
Tilda