-ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА, ОТКУДА У ВАС НА СТЕНЕ ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ РОСПИСИ?
-Ребята постарались. Если присмотритесь повнимательнее, то увидите, что у каждой кошечки есть имя – такое же, как и у создавшего ее автора: Алиса, Дарья, Яся, Полина, Маша... Их, конечно, намного меньше, чем студийцев: не все пока готовы работать на таком необычном мольберте, как стена... А некоторые вместо кошек, например, нарисовали цветы. Вот тут вот у нас роскошный экземпляр... Мы его зовем цветком желаний. И вы знаете, что удивительно? Он иногда даже источает аромат! Думаю, скоро распишем еще одну стеночку – ребята-то растут, хотят попробовать силы. Да и кабинет с такой росписью становится уютнее...
-СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТСЯ В СТУДИИ?
-Более 80 человек самого разного возраста, от детсадовцев до учеников старших классов. И это не «списочный состав». Это, что называется, творчески активные единицы. Принимаем мы в студию примерно с пяти лет. Я вообще убеждена, что заниматься изобразительным искусством нужно начинать как можно раньше. Так что если ребенок хочет рисовать и готов провести несколько часов без мамы – милости просим в любом возрасте. Верхнего возрастного предела тоже нет. И никакого отбора – садись и рисуй. Наша студия открыта абсолютно для всех. Если кто-то вдруг почувствовал себя художником, он всегда может прийти к нам. Но только если готов работать. А выдержать наш ритм работы могут не все. В субботу и воскресенье занимаемся по четыре-пять часов...
-ЧТО ВХОДИТ К ПРОГРАММУ ЗАНЯТИЙ?
-У меня есть четыре авторские программы, по трем из которых работает наша студия. Первая программа предназначена для младших детей, называется она «Искусство для самых маленьких», а для тех, кто хочет продолжать, я предлагаю две программы – «Живопись» и «Графика», которые ребята осваивают параллельно, органично переходя с одной возрастной ступени на другую: первая с пяти до семи, вторая с семи до девяти, потом с девяти до двенадцати... А дальше начинается уже совершенствование накопленных навыков, которому, как известно, предела нет. В принципе объем материала примерно такой же, как и в художественной школе. Есть и история изобразительного искусства, и академический рисунок с гипсов, благо наглядного материала у нас достаточно. И различные альтернативные техники, новейшие техники живописи и графики: зентангл, дудлинг, гелевая графическая техника. Все это стараемся охватить. Знакомимся и с основами декоративно-прикладного искусства: батик, витраж, роспись по дереву... Так что если кто-то из ребят захочет тем или иным образом связать свою будущую профессию с изобразительным искусством, архитектурой, дизайном, у нас в студии он сможет получить все знания, которые могут быть необходимы для творческого конкурса. Среди ребят первого набора несколько человек уже поступили в художественные вузы и колледжи...
-А ЕСЛИ В СТУДИЮ ПРИШЕЛ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ХОЧЕТ РИСОВАТЬ, НО НЕ ИМЕЕТ К ЭТОМУ БОЛЬШИХ СПОСОБНОСТЕЙ?
-Ну, этим студия как раз и отличается от художественной школы. У нас во главе угла стоит творчество, а не успеваемость. Если ребенок любит рисовать, готов упорно работать, значит, он имеет полное право здесь заниматься и получать свою долю внимания. Вы знаете, я иногда сравниваю себя с садовником, который сеет семена и сажает саженцы, не зная, взойдет ли это конкретное семечко и вырастет ли из этого конкретного прутика
пышное дерево. Но каждому семени и каждому саженцу, которые садовник посадил, он уделяет одинаковое внимание: поливает, окучивает. И иногда этот
уход делает чудеса. Ребенок, который вроде бы и не подавал больших надежд, расцветает. Я скажу вам больше. У меня есть еще одна авторская программа – для детей с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем. Так вот я лично наблюдала, причем не раз, как погружение ребенка в творчество заставляет отступить болезнь. У меня занимался мальчик-астматик, который переставал задыхаться, когда рисовал. И это не единственный случай. Так что даже если я вижу, что этот ребенок как художник, видимо, не состоится, я все равно уделяю ему столько же внимания, сколько и тому, который способен стать профессионалом. Потому что искусство – это мощнейший плацдарм для развития личности, и с него ребенок в самые разные стороны может стартовать... И с другой стороны, именно поэтому я никогда не огорчаюсь, если талантливый ребенок выбирает для себя другую сферу деятельности. Потому что знаю: то, что он получил, занимаясь у нас в студии, останется в его багаже на всю жизнь. И это очень хороший багаж. Творчество – это такой своеобразный будильник для души.
-ВЫ ОЧЕНЬ ОБРАЗНО ИЗЛАГАЕТЕ СВОИ МЫСЛИ, ЧУВСТВУЕТСЯ, ЧТО ПОМИМО ЖИВОПИСИ ВЫ НЕ ЧУЖДЫ И ИСКУССТВУ СЛОВА...
-Ну я ведь еще и филолог. Спасибо маме, это она в свое время посоветовала мне заняться филологией. На мой взгляд, слово и линия очень тесно взаимосвязаны. На занятиях мы, кстати, тоже нередко обращаемся к словесности: читаем стихи, пробуем переложить их в живопись. Скажем, вот такие:
Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли.
А потом я предлагаю ребятам подумать, какие краски ассоциируются у них с этими звуками? Краски же тоже бывают звонкие и глухие. Как и звуки. Бывают закрытые и открытые краски. И когда слушаешь строчки Некрасова, которые я процитировала, перед глазами сами собою всплывают коричневые, рыжие, желтые пятна... И музыка, кстати, тоже у нас звучит практически постоянно. Ведь в состояние творчества нужно погрузиться. Мы очень любим рисовать на пленэре и в хорошую погоду часто выходим на улицу, иногда даже и выезжаем. Например, в зоопарк, в Новодевичий монастырь. Ребята эти поездки очень любят. Но с другой стороны, они и на школьном участке всегда могут найти интересный им мотив. Вдохновение, оно ведь повсюду...
-А ТЕМЫ СВОИХ РАБОТ РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ САМИ?
-Разумеется, есть у нас и время для свободного творчества. А на занятиях тему, как правило, задаю я. Но не просто задаю, а обсуждаю, объясняю ее... То есть ставлю не просто живописную задачу, а задачу для воображения. Вот недавно, например, создавали на занятии эмблему нашей студии. То есть в течение трех занятий общей продолжительностью примерно в шесть часов ребята сначала обдумали тему, потом сделали несколько набросков, потом отобрали тот, который им удался больше всего, и, наконец, выполнили в работу в цвете. И тут чего только не было, каких только образов: и звери, и птицы, и медузы, и сердца, и солнце. Есть очень профессиональные работы, в которых дети не просто изображают некие предметы, а трансформируют образ, преображают линию так, чтобы они лучше совпадали с задуманными идеями. А иногда мы, например, можем посвятить занятие какому-то мастеру живописи. Винсенту Ван Гогу или Густаву Климту... Я так и говорю ребятам: «Сегодня ваш педагог – Густав Климт». Мы смотрим работы мастера, разбираем его технику, особенности живописной манеры... И иногда ребята так увлекаются, что даже работы свои подписывают «Климт». Полное перевоплощение... Кстати, Климт очень любил кошек и цветы... Так что, может быть, наши росписи отчасти «родом из Климта».
-ВЫСТАВЛЯЕТЕСЬ ЧАСТО?
-В школе регулярно, три-четыре раза в год. Благо здание наше просто создано для выставок: прекрасные рекреации, лестницы с огромными окнами... У нас даже бывали персональные выставки. Например, год назад одна из наших учениц, пять лет занимавшаяся в студии, поступила в художественную школу им. В.А. Серова. И на прощание мы устроили у себя в студии выставку ее работ. Выходим и на другие площадки, участвуем в конкурсах. Вот недавно взяли два вторых места в конкурсе «На своей земле», проходившем в Минске. Это очень масштабный конкурс, в котором принимают участие ребята из десятков разных стран и даже с разных континентов. На конкурс обычно поступает более 10 тысяч работ. Согласитесь, что второе место на таком состязании – очень высокая планка.
-КАКИЕ ПЛАНЫ У СТУДИИ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД?
-Работать! В последнее время мы все чаще обдумываем идею по организации какой-то масштабной студийной выставки за пределами школы. У ребят на-
копилось много хороших работ, хочется их показать на настоящей, взрослой, большой площадке. И устроить настоящий большой вернисаж с красивым открытием, с музыкой, с чтением стихов... Надеюсь, в новом году нам эту идею удастся осуществить.
ОЛЬГА ОРЛОВА:
"ДЕТИ МОИ КОЛЛЕГИ"
Для меня живопись и детство – два абсолютно неразрывных понятия. Запах красок – символ уютного домашнего дня. Мой папа был художником, и часто по утрам я, проснувшись, но еще не открыв глаза, ощущала этот волшебный аромат. Значит, папа дома и что-то пишет. Рисовала сама, конечно, с самого раннего детства. Потом была художественная школа с архитектурным уклоном, потом училище искусств. А потом филфак педагогического института. С тех пор для меня искусство изобразительное неразрывно связано с искусством слова. И эту волшебную связь я стараюсь открыть и своим ученикам. Впервые я попробовала себя в роли преподавателя изобразительного искусство двадцать шесть лет назад, еще живя в Белоруссии. Мне и самой довелось там учиться у замечательного художника Петра Алексеевича Данелия. Он до сих пор остается для меня примером и как художник, и как педагог. Как я сформулировала бы суть своего педагогического подхода? Для меня дети – коллеги. Я не чувствую себя выше их. Да, я руковожу их работой. Но творческими импульсами мы обмениваемся на равных. Между педагогом и учеником должно быть полное доверие. Случается, что дети приходят на занятия и делятся чем-то сокровенным. А могут, забывшись, называть меня на ты. Потом смущаются... Но я не обижаюсь. Потому что знаю – это не панибратство. Это просто обращение коллег. У нас с ребятами очень тесные, сплоченные отношения. Мы команда. Они видят во мне настоящего товарища, а я вселяю в них веру в то, что они настоящие художники. Хотя и маленькие. Мне бы хотелось заразить вирусом творчества каждого ребенка, заставить его поверить в себя и свои силы, научить азам художественного искусства. И еще привить уважение и любовь к профессии художника. В этом и состоит смысл всего, что я делаю.