Орлова Ольга Дмитриевна
6-12 лет
цветная жизнь на первом этаже
в этом удивительном кабинете на первом этаже начальной школы вы точно не соскучитесь. ведь, переступив его порог, наверняка минут на десять не сможете оторвать взгляда от стен, вдоль которых грациозные кошки гуляют под сенью роскошных цветов...а пока вы их рассматриваете, наступит время занятий в арт-студии ольги орловой, и в кабинете соберутся юные фантазеры с кистями и красками, каждый из которых ежедневно готов удивляться миру и удивлять мир...
-ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА, ОТКУДА У ВАС НА СТЕНЕ ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ РОСПИСИ?
-Ребята постарались. Если присмотритесь повнимательнее, то увидите, что у каждой кошечки есть имя – такое же, как и у создавшего ее автора: Алиса, Дарья, Яся, Полина, Маша... Их, конечно, намного меньше, чем студийцев: не все пока готовы работать на таком необычном мольберте, как стена... А некоторые вместо кошек, например, нарисовали цветы. Вот тут вот у нас роскошный экземпляр... Мы его зовем цветком желаний. И вы знаете, что удивительно? Он иногда даже источает аромат! Думаю, скоро распишем еще одну стеночку – ребята-то растут, хотят попробовать силы. Да и кабинет с такой росписью становится уютнее...
-СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТСЯ В СТУДИИ?
-Более 80 человек самого разного возраста, от детсадовцев до учеников старших классов. И это не «списочный состав». Это, что называется, творчески активные единицы. Принимаем мы в студию примерно с пяти лет. Я вообще убеждена, что заниматься изобразительным искусством нужно начинать как можно раньше. Так что если ребенок хочет рисовать и готов провести несколько часов без мамы – милости просим в любом возрасте. Верхнего возрастного предела тоже нет. И никакого отбора – садись и рисуй. Наша студия открыта абсолютно для всех. Если кто-то вдруг почувствовал себя художником, он всегда может прийти к нам. Но только если готов работать. А выдержать наш ритм работы могут не все. В субботу и воскресенье занимаемся по четыре-пять часов...
-ЧТО ВХОДИТ К ПРОГРАММУ ЗАНЯТИЙ?
-У меня есть четыре авторские программы, по трем из которых работает наша студия. Первая программа предназначена для младших детей, называется она «Искусство для самых маленьких», а для тех, кто хочет продолжать, я предлагаю две программы – «Живопись» и «Графика», которые ребята осваивают параллельно, органично переходя с одной возрастной ступени на другую: первая с пяти до семи, вторая с семи до девяти, потом с девяти до двенадцати... А дальше начинается уже совершенствование накопленных навыков, которому, как известно, предела нет. В принципе объем материала примерно такой же, как и в художественной школе. Есть и история изобразительного искусства, и академический рисунок с гипсов, благо наглядного материала у нас достаточно. И различные альтернативные техники, новейшие техники живописи и графики: зентангл, дудлинг, гелевая графическая техника. Все это стараемся охватить. Знакомимся и с основами декоративно-прикладного искусства: батик, витраж, роспись по дереву... Так что если кто-то из ребят захочет тем или иным образом связать свою будущую профессию с изобразительным искусством, архитектурой, дизайном, у нас в студии он сможет получить все знания, которые могут быть необходимы для творческого конкурса. Среди ребят первого набора несколько человек уже поступили в художественные вузы и колледжи...
-А ЕСЛИ В СТУДИЮ ПРИШЕЛ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ХОЧЕТ РИСОВАТЬ, НО НЕ ИМЕЕТ К ЭТОМУ БОЛЬШИХ СПОСОБНОСТЕЙ?
-Ну, этим студия как раз и отличается от художественной школы. У нас во главе угла стоит творчество, а не успеваемость. Если ребенок любит рисовать, готов упорно работать, значит, он имеет полное право здесь заниматься и получать свою долю внимания. Вы знаете, я иногда сравниваю себя с садовником, который сеет семена и сажает саженцы, не зная, взойдет ли это конкретное семечко и вырастет ли из этого конкретного прутика
пышное дерево. Но каждому семени и каждому саженцу, которые садовник посадил, он уделяет одинаковое внимание: поливает, окучивает. И иногда этот
уход делает чудеса. Ребенок, который вроде бы и не подавал больших надежд, расцветает. Я скажу вам больше. У меня есть еще одна авторская программа – для детей с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем. Так вот я лично наблюдала, причем не раз, как погружение ребенка в творчество заставляет отступить болезнь. У меня занимался мальчик-астматик, который переставал задыхаться, когда рисовал. И это не единственный случай. Так что даже если я вижу, что этот ребенок как художник, видимо, не состоится, я все равно уделяю ему столько же внимания, сколько и тому, который способен стать профессионалом. Потому что искусство – это мощнейший плацдарм для развития личности, и с него ребенок в самые разные стороны может стартовать... И с другой стороны, именно поэтому я никогда не огорчаюсь, если талантливый ребенок выбирает для себя другую сферу деятельности. Потому что знаю: то, что он получил, занимаясь у нас в студии, останется в его багаже на всю жизнь. И это очень хороший багаж. Творчество – это такой своеобразный будильник для души.
-ВЫ ОЧЕНЬ ОБРАЗНО ИЗЛАГАЕТЕ СВОИ МЫСЛИ, ЧУВСТВУЕТСЯ, ЧТО ПОМИМО ЖИВОПИСИ ВЫ НЕ ЧУЖДЫ И ИСКУССТВУ СЛОВА...
-Ну я ведь еще и филолог. Спасибо маме, это она в свое время посоветовала мне заняться филологией. На мой взгляд, слово и линия очень тесно взаимосвязаны. На занятиях мы, кстати, тоже нередко обращаемся к словесности: читаем стихи, пробуем переложить их в живопись. Скажем, вот такие:
Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли.
А потом я предлагаю ребятам подумать, какие краски ассоциируются у них с этими звуками? Краски же тоже бывают звонкие и глухие. Как и звуки. Бывают закрытые и открытые краски. И когда слушаешь строчки Некрасова, которые я процитировала, перед глазами сами собою всплывают коричневые, рыжие, желтые пятна... И музыка, кстати, тоже у нас звучит практически постоянно. Ведь в состояние творчества нужно погрузиться. Мы очень любим рисовать на пленэре и в хорошую погоду часто выходим на улицу, иногда даже и выезжаем. Например, в зоопарк, в Новодевичий монастырь. Ребята эти поездки очень любят. Но с другой стороны, они и на школьном участке всегда могут найти интересный им мотив. Вдохновение, оно ведь повсюду...
-А ТЕМЫ СВОИХ РАБОТ РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ САМИ?
-Разумеется, есть у нас и время для свободного творчества. А на занятиях тему, как правило, задаю я. Но не просто задаю, а обсуждаю, объясняю ее... То есть ставлю не просто живописную задачу, а задачу для воображения. Вот недавно, например, создавали на занятии эмблему нашей студии. То есть в течение трех занятий общей продолжительностью примерно в шесть часов ребята сначала обдумали тему, потом сделали несколько набросков, потом отобрали тот, который им удался больше всего, и, наконец, выполнили в работу в цвете. И тут чего только не было, каких только образов: и звери, и птицы, и медузы, и сердца, и солнце. Есть очень профессиональные работы, в которых дети не просто изображают некие предметы, а трансформируют образ, преображают линию так, чтобы они лучше совпадали с задуманными идеями. А иногда мы, например, можем посвятить занятие какому-то мастеру живописи. Винсенту Ван Гогу или Густаву Климту... Я так и говорю ребятам: «Сегодня ваш педагог – Густав Климт». Мы смотрим работы мастера, разбираем его технику, особенности живописной манеры... И иногда ребята так увлекаются, что даже работы свои подписывают «Климт». Полное перевоплощение... Кстати, Климт очень любил кошек и цветы... Так что, может быть, наши росписи отчасти «родом из Климта».
-ВЫСТАВЛЯЕТЕСЬ ЧАСТО?
-В школе регулярно, три-четыре раза в год. Благо здание наше просто создано для выставок: прекрасные рекреации, лестницы с огромными окнами... У нас даже бывали персональные выставки. Например, год назад одна из наших учениц, пять лет занимавшаяся в студии, поступила в художественную школу им. В.А. Серова. И на прощание мы устроили у себя в студии выставку ее работ. Выходим и на другие площадки, участвуем в конкурсах. Вот недавно взяли два вторых места в конкурсе «На своей земле», проходившем в Минске. Это очень масштабный конкурс, в котором принимают участие ребята из десятков разных стран и даже с разных континентов. На конкурс обычно поступает более 10 тысяч работ. Согласитесь, что второе место на таком состязании – очень высокая планка.
-КАКИЕ ПЛАНЫ У СТУДИИ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД?
-Работать! В последнее время мы все чаще обдумываем идею по организации какой-то масштабной студийной выставки за пределами школы. У ребят на-
копилось много хороших работ, хочется их показать на настоящей, взрослой, большой площадке. И устроить настоящий большой вернисаж с красивым открытием, с музыкой, с чтением стихов... Надеюсь, в новом году нам эту идею удастся осуществить.
ОЛЬГА ОРЛОВА:
"ДЕТИ МОИ КОЛЛЕГИ"
Для меня живопись и детство – два абсолютно неразрывных понятия. Запах красок – символ уютного домашнего дня. Мой папа был художником, и часто по утрам я, проснувшись, но еще не открыв глаза, ощущала этот волшебный аромат. Значит, папа дома и что-то пишет. Рисовала сама, конечно, с самого раннего детства. Потом была художественная школа с архитектурным уклоном, потом училище искусств. А потом филфак педагогического института. С тех пор для меня искусство изобразительное неразрывно связано с искусством слова. И эту волшебную связь я стараюсь открыть и своим ученикам. Впервые я попробовала себя в роли преподавателя изобразительного искусство двадцать шесть лет назад, еще живя в Белоруссии. Мне и самой довелось там учиться у замечательного художника Петра Алексеевича Данелия. Он до сих пор остается для меня примером и как художник, и как педагог. Как я сформулировала бы суть своего педагогического подхода? Для меня дети – коллеги. Я не чувствую себя выше их. Да, я руковожу их работой. Но творческими импульсами мы обмениваемся на равных. Между педагогом и учеником должно быть полное доверие. Случается, что дети приходят на занятия и делятся чем-то сокровенным. А могут, забывшись, называть меня на ты. Потом смущаются... Но я не обижаюсь. Потому что знаю – это не панибратство. Это просто обращение коллег. У нас с ребятами очень тесные, сплоченные отношения. Мы команда. Они видят во мне настоящего товарища, а я вселяю в них веру в то, что они настоящие художники. Хотя и маленькие. Мне бы хотелось заразить вирусом творчества каждого ребенка, заставить его поверить в себя и свои силы, научить азам художественного искусства. И еще привить уважение и любовь к профессии художника. В этом и состоит смысл всего, что я делаю.

Made on
Tilda