ВВЕРХ ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА
Заславская Ольга Андреевна
6-10 лет
КОЛЛЕКТИВ "таНЦСТИЛЬ" - ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ В ШКОЛЕ. ОДНАКО "ПОЧТЕННЫЙ" 15-ЛЕТНИЙ ВОЗРАСТ НЕ МЕШАЕТ ЕМУ ОСТАВАТЬСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ. О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ КОЛЛЕКТИВ УНИКАЛЬНЫМ, РАССКАЖЕТ ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ.
-КАКИЕ ТАНЦЫ ОСВАИВАЮТ РЕБЯТ ИЗ "ТАНЦСТИЛЯ"?
-«Танцстиль» – это коллектив спортивного, или, как говорили когда-то, «бального» или «спортивно-бального», танца. Коллективы этого направленияможно с полным правом называть как танцевальными, так и спортивными, потому что программа подготовки танцоров включает и техническую, и очень серьезную физическую подготовку, которая начинается уже с первых шагов: малыши осваивают партерную гимнастику, работают у станка. Постепенно идет усложнение фигур, растет интенсивность упражнений...
-А В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ "ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ МАСТЕРСТВА", ПО КОТОРОЙ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ С РЕБЯТАМИ?
-Эта программа была в свое время разработана в московском Дворце пионеров, где всегда был очень сильный спортивно- танцевальный коллектив, воспитанницей которого являюсь и я. «Ступени» – это этапы постепенного продвижения от простого и легкого к более тяжелому, сложному. В итоге к определенному моменту у ребят формируется крепкая, серьезная база, основываясь на которой можно делать любые современные схемы, ставить
любые танцы. Например, венский вальс появляется только с седьмой ступени, потому что детям трудно осваивать его схему. С другой стороны, дети, освоившие программу начальных ступеней, получают и отличную физическую подготовку, необходимую для физически сложных танцев, таких как джайв. Программа оказалась настолько удачной, что впоследствии вместе с педагогами разлетелась из Дворца по всему миру, и сейчас по ней занимаются дети и в Азии, и в Америке, и Европе. Есть у программы «Ступени мастерства» и еще одно принципиальное отличие от других обучающих танцевальных программ – ее упор на массовость. Мы стараемся сделать так, чтобы любой ребенок, который хочет заниматься спортивными танцами, имел такую возможность. Именно с этой целью в свое время в рамках программы были разработаны специальные блоки для сольных тренировок.
-ТО ЕСТЬ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ТАНЦАМИ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ, НЕ НУЖЕН ПАРТНЕР?
-Скажем так, если его нет, это не значит, что ты не можешь тренироваться и выступать. Ведь поиск партнера, выстраивание отношений в паре – это очень сложная история. И нередко именно из-за проблем этого рода ребенок, занимающийся спортивными танцами, да и его родители, испытывают дискомфорт. Партнер уходит, переходит в другой клуб, бросает занятия, получает травму. И от всего этого зависит и твоя спортивная судьбы. А у детей ведь как – не позанимался месяц-два, отстал от товарищей по группе, и желание пропало... Но ребята, занимающиеся по программе «Шесть ступеней мастерства», всегда могут выбрать сольный танец. Примерно так же, как в фигурном катании, где мужское и женское катание существуют как самостоятельные дисциплины. Для девочек и мальчиков, занимающихся сольными танцами, так же как и для пар, проводятся соревнования, им присваивается квалификация. Кстати, в этом году наш воспитанник Андрей Лёвочкин выиграл «Кубок джентльмена» – это соревнования для мальчиков и юношей, занимающихся сольным танцем. А для девочек и девушек существует «Кубок леди». В дальнейшем сольники могут перейти в парные танцы или продолжить сольную карьеру. «Шесть ступеней» – это только начало пути, по которому можно идти и дальше. Так же как и для детей, сольные соревнования существуют и для взрослых.
Вообще, у программы есть очень прозрачная и четкая система продвижения танцоров: три раза в год мы сдаем экзамен, который у нас называется аттестацией. Проводят ее судьи международной категории, которые оценивают чемпионаты мира, чемпионаты России, чемпионаты Европы. По итогам аттестации ребята получают три вида дипломов: грамота – ступень не сдана, ее можно пересдавать, диплом – ступень сдана на четыре – и диплом с отличием для тех, кто сдал на пять. И за такой диплом ребенку вручается значок отличника – первой ступени, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой. А когда они собирают шесть значков, им в торжественной и очень праздничной обстановке вручается «лента отличника». И это уже знаменует переход к настоящей «взрослой» спортивной карьере.
-А В КАКИХ-ТО ДРУГИХ КОНКУРСАХ, ПОМИМО АТТЕСТАЦИОННЫХ, ВАШИ ДЕТИ УЧАСТВУЮТ?
-Конечно! Одним из последних состязаний, которые мы посетили, был турнир «Мэджик Данс», проходивший в «Крокус Сити Холле». Выступали там и наши малыши, и первоклассники. В итоге заняли второе и третье места. О «Кубке джентльменов», который выиграл наш мальчик, я уже сказала... А кроме того, наши ребята – обязательные участники почти всех школьных мероприятий. Ведь спортивные танцы очень зрелищный вид, способный украсить любое событие. Например, не так давно наша школа принимала участников олимпиады, к которой наши ребята подготовили специальный номер – рок-н-ролл.
-В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ?
-По сути дела, с детского сада. Для ребят с четырех лет есть подготовительные ступени «Бэби один» и «Бэби два». Но у нас в школе мы начинаем заниматься с шести лет. Хотя на занятиях по ритмике, которые я веду в детском саду, я стараюсь давать детям что-то из танцевальных элементов. Программа «Шесть ступеней» рассчитана на возраст примерно до 12–14 лет. А дальше, как я уже сказала, начинается спортивная карьера. Те, кто увлекся танцами всерьез, могут выбрать танцевальный клуб. Благо совсем рядом со школой у нас расположен Дворец творчества на Воробьевых горах, где есть прекрасная танцевальная школа. К слову сказать, там всегда с удовольствием берут наших воспитанников, причем даже девочек. А ведь мир танца так устроен, что перейти в чужой клуб не так просто. Мальчикам, которые всегда «в дефиците», еще более или менее, но девочкам... Но наших берут! Потому что знают, что уровень у них очень хороший. Особенно отчетливо это видно на аттестациях, где обычно собираются дети из разных коллективов и даже из разных городов. У наших по итогам почти всегда дипломы с отличием.
-А ЕСЛИ КТО-ТО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОГРАММЫ "ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ" ЗАХОЧЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ТАНЦЕВАТЬ ИМЕННО В ШКОЛЕ?
-Конечно, своих ребят, которые хотят продолжать тренироваться именно у меня, я всегда оставлю, особенно если это уже сложившаяся пара. И мы всегда готовы принять в коллектив новых детей, которые уже имеют танцевальный опыт. Например, в этом году к нам пришел мальчик, который танцует уже четвертый год, причем у него и родители танцуют, даже выступают на соревнованиях.
-КАКИЕ НОВЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ ПЛАНЫ СТРОИТ "ТАНЦСТИЛЬ" НА БУДУЩИЙ ГОД?
-Ну, планов у нас множество. Например, родители наших ребят давно просят организовать занятия и для них. И в некоторых коллективах, занимающихся по нашей программе, в самом деле есть взрослые, «родительские» группы. Да и среди наших мам есть и те, кто уже давно тренируется. Одним словом, родителям хотелось бы заниматься рядом, а возможно, и вместе с детьми, и, может быть, в ближайшее время мы попробуем на этот запрос ответить. Еще хотелось бы организовать любительские группы для 9–11-х классов что-то типа ритмики, но для старших. У нас многие ребята в начальных и средних классах проходят через танцевальные коллективы, получают определенную базу. А потом приходят другие увлечения, времени становится меньше... Но танец, он ведь нужен постоянно: школьный ли вечер, выпускной ли или Новый год. Поскольку я, как правило, ставлю танцы всем выпускникам, то вижу, что им не хватает навыков. Да и дети, которые раньше у меня тренировались, не раз уже подходили и даже немножко с обидой спрашивали: «Ольга Андреевна, вы уже для нас все-таки когда-нибудь группу сделаете? Или так и будете только с малышами заниматься?» Так что это второй запрос, который я вижу. И думаю, мы уже могли бы устраивать общешкольные концерты чаще, чем раз в год. Можно ведь делать их тематическими, например, зимними, осенними или отдельно вокальными, отдельно танцевальными...
Made on
Tilda