Шкарникова Ольга Николаевна
6-18 лет
Студия дополнительного образования "МОЦАРТ" - один из старейших школьных коллективов. о том, как внутри обычной школы родилась еще одна - музыкальная, расскажет руководитель "Моцарта" ольга николаевна.
-РАССКАЖИТЕ НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА...
-Своим рождением студия "Моцарт" обязана бывшему директору школы №26 Маргарите Васильевне Храмовой. Именно по ее инициативе в школе тридцать восемь лет назад открылись музыкальные классы, из которых в итоге и выросла наша студия. На этом пути она перетерпела немало преобразований, но все эти годы школа № 2086 оставалась нашим родным домом, и цель нашей работы тоже осталась неизменной:подружить ребят с музыкой и дать им полноценное музыкальное образование.
-ЧТО ВХОДИТ В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СТУДИИ?
-Практически полный набор дисциплин музыкальной школы: специальность по фортепиано и скрипке, сольфеджио, музыкальная литература. Изучение всех этих дисциплин, так же как и в музыкальной школе, завершается у нас выпускными испытаниями. Выдаем мы и сертификат о получении музыкального образования: семилетнего или пятилетнего, в зависимости от того, какую именно программу выбирает учащийся. Но помимо, в общем-то, стандартного набора дисциплин у нашей студии есть и очень интересный эксклюзив: в нашу программу включены два предмета, преподавание которых ведется по авторским экспериментальным программам. Это "Клавирное сольфеджио" и "Камерный дуэт".
-ЧЕМ ЭТИ ПРОГРАММЫ ИНТЕРЕСНЫ И ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ?
-В первую очередь теми выразительными возможностями, которые дети получат благодаря этим занятиям. Дети, обучающиеся по этим программам, способны своим выступлением украсить любой концерт. Поскольку вместе с моей бывшей соученицей по институту и коллегой по студии "Моцарт" Ларисой Вячеславовной Пудовниковой я являюсь одним из авторов программы по клавирному сольфеджио, то могу рассказывать об этом предмете бесконечно долго.
-ТОГДА ДАВАЙТЕ СФОРМУЛИРУЕМ ОСНОВНОЙ СМЫСЛ ПРОГРАММЫ В НЕСКОЛЬКИХ ПРОСТЫХ ТЕЗИСАХ, КОТОРЫЕ И НЕПРОФЕССИОНАЛУ БУДУТ ПОНЯТНЫ...
-Попробую. Клавирное сольфеджио - это программа музыкального развития личности, предмет, который учит правильно анализировать музыку, понимать ее изнутри и на основе того, что ты понял, составлять что-то новое, свое: подбирать аккомпанемент, сочинять... Чтобы стало еще понятнее, приведу пример. Урок клавирного сольфеджио в подготовительном классе. Тема занятия... жук. А задание - рассказать средствами музыки, как жук живет на этом свете! Вот с такого стишка мы начинаем разговор: "Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи". А ребенок на этот вопрос сочиняет музыкальные ответы. И не только музыкальные, но и стихотворные. И все свои ответы и словами, и нотами, конечно же, записывает. Так у нас получается своя небольшая музыкальная пьеса-сказка, которую может исполнить уже не только сам автор, но и другие ребята. А это уже некий синтез искусств и умений. Кстати, рисуем мы к нашим произведениям и иллюстрации.
Для ребенка, только-только начинающего свое знакомство с музыкой, это невероятно увлекательный опыт. Он с первых же шажков начинает видеть за музыкальной теорией музыкальную реальность, начинает не только повторять за другими что-то, но и сам говорить на музыкальном языке, начинает творить. И этот творческий опыт его невероятно мотивирует. Практически каждый их моих учеников, выпускаясь, вспоминает своего любимого жука, с которого все когда-то начиналось.
-А ГДЕ ВПОСЛЕДСТВИИ МОГУТ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАНЫ ПОДОБНЫЕ НАВЫКИ?
-Где? Да в любой группе, в любом ансамбле. Везде, где востребовано не только исполнительское мастерство, но и собственный взгляд на музыку, а также умение сочетать свое понимание произведения с пониманием коллег.
-МОЖЕТ БЫТЬ, ТОЖЕ ПРИВЕДЕМ КАКОЙ-НИБУДЬ НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР?
-Конечно. Ну вот хотя бы такой: лет пять назад один наш выпускник поступил в Московский джазовый колледж и практически сразу же стал там своего рода звездой, а вскоре создал и собственную группу. Так быстро достичь успеха ему помогло именно знакомство с таким предметом, как клавирное сольфеджио, поскольку он уже был прекрасно знаком с тем, как устроен ансамбль, что такое импровизация, и со многими другими вещами. Сейчас он активно выступает, записывается. И кстати, регулярно приходит к нам в гости. Даже Дед Морозом на наших новогодних праздниках выступает. Садиться за рояль и начинает играть джаз...
И такой случай не единственный. Попадая в новый коллектив, например, при переходе в новую школу, при поступлении в институт наши дети очень часто и быстро становятся там своего рода «музыкальными лидерами», солистами. Они не сядут в сторонке, у них уже выработана привычка делиться тем, что они умеют, желание творить... Причем, привыкнув реализовываться на сцене в качестве музыкантов, они начинают и вообще лучше, ярче выступать.
-ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОМОГАЕТ СКРОМНОЙ ШКОЛЬНОЙ СТУДИИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ОКРУЖЕНИИ МНОЖЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И КОЛЛЕКТИВОВ, ГОДАМИ СОХРАНЯТЬ ПРИТОК УЧЕНИКОВ?
-В первую очередь уровень наших педагогов. Безусловно, дети, которые к нам приходят, могли бы выбрать и любую другую школу или студию, которых в округе очень много. Но они идут к нам именно ради педагогов, о которых идет заслуженная слава. А еще ради нашей атмосферы. Думаю, наш главный эксклюзив состоит в том, что нам удалось избежать судьбы многих музыкальных школ, где занятия музыкой даже для одаренных детей превращаются в какую-то каторгу и обязаловку. Да, конечно, рутинные упражнения, все эти гаммы и этюды и у нас присутствуют, без «ежедневной долбежки» в музыке достичь успеха нельзя. Но они не самоцель, а всегда только дополнение к творчеству. Наверное, именно воспоминание об этой атмосфере студии, желание снова в нее окунуться и заставляют наших выпускников к нам возвращаться и после окончания учебы по-прежнему приходить на школьные
праздники. Причем даже тех, кто выбрал в жизни дорогу, не связанную с музыкальным творчеством. Кстати, дети, которые когда-то познакомились с клавирным сольфеджио, обычно не расстаются с музыкой очень долго, иногда всю жизнь. Они лучшие слушатели в любом зрительном зале, они слышат то, чего не слышат многие другие люди, даже окончившие музыкальную школу. И они, как правило, даже закончив учиться, не перестают играть «для себя». У меня, например, есть выпускница, которая давно окончила университет, вышла замуж, родила детей. Но каждый день, приходя с работы, все равно садится к инструменту. Музыка и собственное музыкальное творчество для нее естественная форма реализации. Она просто не может иначе. Музыка стала частью ее жизни. Что касается дисциплины «Камерный дуэт», то она обычно появляется в программе или в старших классах музыкальной школы, или в музыкальном училище. У нас же ее преподавание начинается с 10 лет. Как это происходит? Педагог-скрипач занимается с ребенком-пианистом, обучая его элементам аккомпанирования, и в результате они вместе создают новое художественное произведение. И вот на сцене сидит пианист лет 11 и аккомпанирует своему педагогу, профессиональному скрипачу... или ансамблю скрипачей в составе педагога и его воспитанников.
-А КТО АВТОР ЭТОЙ ПРОГРАММЫ?
-Наш педагог Полина Викторовна Евланова, солистка оркестра Театра им. Евг. Вахтангова.
-ГДЕ ПОМИМО УРОКОВ ВОСПИТАННИКИ "МОЦАРТА" МОГУТ ПОКАЗАТЬ СВОЕ МАСТЕРСТВО?
-Внутренние школьные концерты, «музыкальные гостиные», ежегодный Открытый фестиваль технических пьес и этюдов, на который мы приглашаем ребят из других студий и школ, – все это наши давние традиции. Сейчас у нас проходит минимум три, а чаще четыре общешкольных концерта в год. Причем это не «встречи в домашнем кругу», на которые педагог собирает детей и умиленных родителей, а серьезные тематические концерты, посвященные определенной музыкальной теме, например творчеству Грига или Шумана. Плюс к этому каждый педагог, конечно, устраивает по окончании года и свой «классный» концерт, где вместе с детьми показывает свою работу. Обязательно участвуют наши ребята и в общих мероприятиях образовательного комплекса. Например, несколько лет подряд мы давали регулярные шефские концерты в районном Совете ветеранов. Так что можно смело сказать, что у нас каждый ребенок востребован на сцене. Кстати, наши дети нередко выступают в ансамбле со своими педагогами. Это тоже традиция нашей студии, помогающая формировать совершенно особые отношения между педагогами и воспитанниками, ведь на сцене они уже не учителя и ученики, а коллеги, собратья по творчеству. И в этом, я думаю, основной залог нашего успеха.
Made on
Tilda