— А как занялись тренерской работой?
— Можно сказать, что я ее начал еще в армии. Командование отметило мою спортивную подготовку и спортивное образование. Мне было поручено заниматься физической подготовкой молодых пограничников. Ну, а вернувшись из армии, я устроился учителем физкультуры в тогдашнюю школу №1 (теперь это школа №118) и одновременно поступил в Московский педагогический институт им. Н.К. Крупской на факультет физической культуры. Программа в институте была очень интересная и разнообразная: гимнастика, волейбол, футбол, шахматы, плавание, хоккей, баскетбол...
— Как в Вашей спортивной жизни появился большой теннис?
— Годы моей учебы в институте пришлись на начало 1990-х. И если в советское время теннис был редким, можно сказать, элитным видом спорта, для которого в стране практически не было ни тренеров, ни площадок, то с подъемом «железного занавеса» в России начался настоящий теннисный бум, и этот красивый вид спорта стал стремительно входить в моду. А специалистов-то нет! Тогда наш вуз быстро сориентировался: на факультете физркультуры открыли новое отделение, стали набирать студентов. Я попробовал свои силы, и меня взяли. Думаю. что главную роль тогда сыграла хорошая координация, которую во мне сформировала спортивная гимнастика. В общем, научился играть сам, получил первый взрослый разряд. А потом стал тренировать ребят.
— Чем лично Вас увлек теннис?
— Наверное, тем ощущением, которое дает тебе власть над мячом. Он летит на тебя с огромной скоростью, как настоящее маленькое ядро, а ты им управляешь: обрабатываешь и кладешь туда, куда нужно. Ощутив эту власть над мячом, я почувствовал и любовь к теннису. А потом мне захотелось привить любовь к теннису и детям. Так что когда я в 1993 году пришел работать учителем физкультуры в школу №26, которая стала теперь частью нашего образовательного комплекса, то сразу начал вести помимо уроков еще и теннисную секцию.
— Дети какого возраста занимаются в секции сейчас?
— В основном к нам ходят ребята с 3-го по 8-й класс. Берем мы в принципе всех. Но иногда желающих бывает очень много. Так что приходится проводить некоторый отбор. Главный критерий — координация движений. Вообще, если говорить о спорте, то физические данные не единственный критерий. Важны еще и склонности характера. Есть люди, которые любят циклические виды спорта, им нравится преодоление, постоянные циклические нагрузки — это гребцы, бегуны, лыжники. Есть борцы, которым нужно потолкаться, побороться. А есть игровики, которым важно движение, рывки вправо-влево, они в первую очередь стремятся обыграть кого-то. Вот это наш контингент. Мы смотри, как ребенок реагирует на мяч, получается ли у него хватать, ловить, бросать. И нравится ли ему это... Я пытаюсь дать детям возможность почувствовать радость управления мячом. Получается это, конечно, не сразу. Чтобы пришло ощущение первого успеха, должно пройти два года. И они должны пройти в упорных тренировках. Это непростая задача. Бывает, что перспективный ребенок так и уходит, не дождавшись первого успеха.
— Какие качества развивает теннис в детях?
— Силу, выносливость, ловкость, гибкость. Но помимо физического развития любой спорт вырабатывает еще и характер. Большой теннис — спорт индивидуальный. Когда ты проиграл, то это только твое поражение. Это учит человека личной ответственности за свои действия, учит находить и анализировать собственные ошибки. Кроме того, когда в жизнь ребенка помимо учебы вклинивается еще какой-то вид деятельности, например спорт, то приходится составлять график занятий, соблюдать распорядок дня, чтобы все успеть.
— Требуете ли Вы, чтобы Ваши воспитанники придерживались некого спортивного режима?
— Я всегда повторяю им, что режим очень важен. Настаиваю, чтобы ребята делали зарядку, закалялись, объясняю, что такое здоровое питание, — одним словом, борюсь за соблюдение ими здорового образа жизни. Объясняю и то, что здоровье и движение взаимосвязаны. Когда мы занимаемся, то тренируем не только мышцы, но и внутренние органы: сердце, сосуды. В результате повышается иммунитет и работоспособности. А значит, и учеба лучше идет! Стараюсь личным примером подтверждать свои слова. Недавно выполнил нормативы комплекса ГТО на золотой знак.