«Вместе в одной лодке»
Руденко Роман Игоревич
Полянская Елена Ивановна
Киселёва Наталья Сергеевна
10-16 лет, взрослые
Код объединения: 1594902

создание школьной гребной лиги — один из наиболее крупных проектов по развитию школьного спорта в образовательном комплексе №2086.
посмотреть интервью полностью
— Академическая гребля — выбор для московской школы не совсем обычный… Расскажите, как родилась идея подружить московских школьников с греблей?
— Идеи рождают люди. На работу в школу меня пригласил мой партнер по спорту, Евгений Александрович Синицын, в одной лодке с которым мы, в буквальном смысле слова, проплыли сотни километров. У него и директора нашего образовательного комплекса Елены Владиславовны Орловой созрела идея приобщить школьников к этому прекрасному виду спорта. Ну а я, конечно, с радостью эту идею поддержал. В итоге, наша школа стала инициатором проекта по созданию Школьной гребной лиги.
— А как вы сами пришли в гребной спорт?
— Как и для многих ребят, для меня путь в спорт начался со школы. Мне было 13 лет. Шел урок физики. Вдруг дверь открылась, и в класс вошел наш завуч. И я почему-то подумал, что , наверное, это за мной. Вариантов было два: или я опять что-то натворил, или нужно таскать что-то - парень я был крепкий, уже в 13 лет во мне было 1 м 87 см.
Но тут вслед за завучем вошел мужчина, внимательно осмотрел всех нас и попросил меня выйти. Это и был мой первый тренер по гребле Олег Валентинович Григорьев. Выбрал он меня за мой рост, поскольку в гребле рослые ребята всегда востребованы, но на одном росте далеко не уедешь. Надо было много работать. На тот момент я вообще ничего не знал о гребле, а поэтому не слишком заинтересовался предложением Олега Валентиновича, но все же отправился посмотреть, что это за гребля такая. И в итоге решил попробовать.
Тренировки проходили в Серебряном бору. От «Коломенской», где я тогда и жил: полтора часа туда, полтора обратно. Иногда и пообедать после школы не успевал. Но на тренировках было интересно - лодки, весла. И все же в тот момент это было еще не очень серьезно. Даже не могу сказать, что это были настоящие занятия спортом - скорее, просто более активный, чем у других, образ жизни.
— Когда все изменилось?

— Весной, когда подошел первый гребной сезон. Мы стали выходить на воду, я впервые побывал в летнем лагере на Верхней Волге. А потом однажды на сборах в «восьмерке (прим.: лодка, которой управляют 8 гребцов и 1 рулевой) у старших ребят выбыло двое гребцов. А они как раз должны были ехать на первенство России. И меня вместе с еще одним парнем взяли на замену. Вот тогда я и понял, что такое настоящая гребля! Уровень был другой, инвентарь другой — все другое. Заняли мы третье место. Вот после этого все и началось всерьез. Я переехал учиться в училище олимпийского резерва №2.
— Когда пришли первые победы?
— Примерно через два года после моей первой встречи с греблей. В 1998 г. наша восьмерка стала второй на первенстве России. А в 1999 г. сформировался основной экипаж четверки с рулевым — это гоночный ударный класс. В 2000-м мы попали в сборную России, впервые оказались на чемпионате мира. В следующем году наша команда не прошла на мировой чемпионат, но меня и еще одного товарищ пригласила выступать с ними другая восьмерка. И мы взяли «серебро» мирового первенства!
— Как организованы в школе занятия по гребле?
— Они идут сразу в двух направлениях. С одной стороны, мы используем элементы гребной тренировки во время плановых обычных уроков физкультуры. Разрабатываем методику применения гребных элементов в школьных занятиях физкультурой нам помогает федерация. А кроме того, у нас действует бесплатная гребная секция, в которую могут записаться ребята с 5-ого класса. Кстати, в отличие, например, от гимнастики, в греблю можно прийти и в 16. и в 17 лет и при регулярных тренировках дать очень даже хороший результат.
Нашей школе чрезвычайно повезло: благодаря поддержке федерации и спонсорам у нас есть более десяти очень хороших гребных тренажеров, которые мы используем и на уроках, и в секции. Скажу как профессионал, что о таком оборудовании даже некоторые ДЮСШ пока только мечтают. Гребные тренажеры-эргометры начали использовать при подготовке спортсменов-гребцов еще в 1950-е гг., особенно популярны они стали в странах, где климат не позволяет круглогодично заниматься на воде. Но впоследствии так называемая гребля-индор, или, проще говоря, гребля на тренажерах, стала самостоятельной официальной спортивной дисциплиной и с 2015 г. является полноправным членом Федерации гребного спорта России. По индор-гребле начиная с 1980-х гг. регулярно проводятся и мировые соревнования, на которых российские спортсмены тоже выступают. Например, в конце 2017 г. российская спортсменка одержала победу на Чемпионате Европы в классе PR3W.
— Вы планируете выводить своих ребят на воду?
— Мы при любом удобном случае стараемся показать ребятам греблю во всей красе, то есть на водоеме. Были мы и на гребной базе клуба ЦСК ВМФ, и на пруду, который расположен совсем недалеко от школы: рядом с Дворцом творчества юных на Воробьевых горах. Так или иначе, мы, конечно, будем выходить на воду: при той поддержке, которую нам оказывает федерация, есть возможность решить некоторые оргвопросы.
— Чем может быть полезна гребля тем ребята, которые , возможно, хотели бы заниматься ею, но не ради достижения высоких результатов, а просто для общего развития?
— Для гармоничного общего развития трудно найти лучший спорт. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить английские элитные колледжи и университеты, в которых гребля культивируется из поколения в поколение. Чтобы попасть к нам в гребную секцию, мало быть просто атлетом, надо быть еще и отличником. Во-первых, как я уже говорил, гребля — это качественная, комплексная нагрузка для организма. Во время занятия греблей задействовано 95% мышц тела. Гребля развивает такие важные вещи, как координация, баланс, пластика, сила, выносливость. Не случайно гребные тренажеры сейчас широко используют в кросс-фите. При этом человек, занимающийся греблей, должен уметь не только напрягать мышцы, но и не менее эффективно расслаблять их, чтобы отдохнуть между гребками. Иначе темп сорок гребков в минуту, с которым работают гребцы на дистанциях, ему просто не выдержать. Во-вторых, гребля — это чувство ритма. Здесь оно не менее важно, чем в музыке или танцах. Представьте, что восемь человек должны научиться двигаться абсолютно слаженно. Если говорить о гонках на воде, то важно и чувство равновесия. Ведь лодка очень узкая, удержаться в ней в вертикальном положении непросто. А лично мне этот спорт помог развить еще и усидчивость, за отсутствие которой меня в детстве постоянно ругали. Гребля — циклический вид спорта, в ней без усидчивости ничего не добьешься.
Мне кажется, в гребле есть один недостаток: это достаточно дорогой вид спорта. Не случайно ее, как и большой теннис или конный спорт, называют королевским спортом.
Конечно, у меня есть мечта создать в школе свою гребную команду - может, маленькую, но полноценную. Хорошо бы восьмерку.

ДОСТИЖЕНИЯ
Тренер Роман Игоревич Руденко состоит в клубе ЦСК ВМФ, выступает за ветеранов и за действующих спортсменов.
В этом сезоне участвовал во всех официальных российских соревнованиях, занял 3-е место на чемпионате Москвы в одиночной гребле, 3-е место в Большой Московской регате, 2-е место на чемпионате Москвы на концепте (гребном тренажере), в составе восьмерки выиграл гонку в Берлине.
Для детей же любые соревнования — это всегда азарт и всплеск эмоций. А для нас — еще один повод привлечь внимание детей к гребле. В этом учебном году у нас в школе происходит настоящий многоэтапный гребной турнир среди учеников разных классов. И страсти разыгрываются нешуточные.

Made on
Tilda