"шахматами нужно заниматься тогда, когда ребенок к этому готов"
Труб Анатолий Владимирович
4-17 ЛЕТ
Представители Русской Шахматной Школы (РШШ)
Шахматы - в массы!
Школа 2086 сотрудничает с Русской шахматной школой уже не первый год. Новый учебный сезон постепенно набирает ход, а значит, пришло время большого разговора.
Мы побеседовали с международным мастером, неоднократным победителем и призером российских и международных турниров Игорем Зиновьевичем Беловым, работающим тренером вот уже более 35 лет.
- Игорь Зиновьевич, с чего началось сотрудничество с Русской шахматной школой?
- Школа 2086 уже давно популяризирует шахматы. Но стабильно проводить занятия получалось не всегда. Хотелось иметь некую тренерскую структуру с возможностью использования не одного тренера и, разумеется, на постоянной основе. В этом отношении РШШ, в которой трудится свыше 40 тренеров, подходила оптимально. Наше сотрудничество со школой 2086 - одно из самых крепких.
- В чем уникальность такого проекта?
- Основатель РШШ - Антон Кузин в свое время решил внедрять этот вид спорта в образовательные учреждения для того, чтобы в каждом районе Москвы была своя шахматная площадка. Это удобно не только для детей, но и для родителей. Все рядом!
- Школа 2086 - одна из таких площадок.
- Совершенно верно. Считаю, что школа максимально использует те возможности, что у нее есть. Поверьте, мне есть с чем сравнить. Руководство спортивного клуба "ШКОЛА" четко знает, какие условия нужны для тренировок. И еще один важный момент: среди тренеров в школе есть бывшие спортсмены, следовательно, тренировочный процесс проводится на профессиональном уровне.
- В новом сезоне появятся новые турниры?
- Помимо ежемесячных турниров по "быстрым шахматам", планируем проведение в стенах школы 2086 турнира "Белая Ладья" и в этом большая заслуга Антона Кузина.
- Помимо "Белой Ладьи" в каких турнирах ученики смогут проверить свои силы?
- В ДЮСШ имени Ботвинника выступим, хотя там состав сугубо профессиональный, собирается он со всей Москвы. Кандидаты в мастера спорта, в основном. У нас же уровень средний, второй разряд. Так что кандидаты обычно ведут борьбу за первое место, ну а мы их подпираем снизу. В прошлом сезоне я омолодил состав и вместо старшеклассников добавил двух девочек из начальной школы. Они выступили достойно. Разумеется, школа заинтересована в том, чтобы ее воспитанники выступали на турнире как можно лучше.
- Сколько тренеров работает в секции на данный момент?
- Работает кандидат в мастера спорта Владислав Свиридов и я. По два дня в неделю. При необходимости привлекаем еще 2-3 тренеров. Все-таки школа – это большое образовательное учреждение, которое включает в себя не только саму школу, но и детские сады. Функционируют три направления: сад, школа и проект «Долголетие» для пенсионеров. Возрастной охват интересующихся шахматами максимальный. Любой желающий может прийти и попробовать свои силы.
- График работы секции уже сверстан?
- В прошлом году я работал четыре раза в неделю по 30 минут, в этом году расписание пока не утверждено. Необходимо разбиение на группы, нужно сделать так, чтобы не было дублирования в методиках и было движение вперед. Кто хочет заниматься более углубленно, с этими ребятами мы занимаемся больше, отрабатываем дебюты, анализируем сыгранные партии, готовимся к турнирам.
- Поделитесь ощущением: шахматы популярны в нашей стране?
- Однозначно ответить сложно, но мне кажется, что этот вид спорта переживает сейчас подъем. Но есть особенности. Если рассматривать другие страны в Европе или в США, то там делается акцент не на профессиональные шахматы, а на внедрение этого вида спорта в массы. Основной охват желающих заниматься - это ребята возраста начальной школы. И только 10 процентов из них мечтают заниматься шахматами профессионально.
- Кто сейчас лидер в шахматном мире?
- Китай и Индия работают по советским методикам. В этих странах созданы настоящие инкубаторы по производству чемпионов.
- А что с нашими инкубаторами?
- У нас их нет. Но знаете, на данный момент я оцениваю наш шахматный статус в мире положительно. Не с акцентом на поиск и взращивание чемпионов, а в контексте внедрения шахмат в массы. Во второй половине 90-х годов было сложно работать в шахматной среде, приходилось уходить в бизнес, хотя до этого времени у меня были и выступления за профессиональны клубы России и Германии, писал книги, заметки и методические материалы.
- С какого года начался выход из пике?
- Было несколько волн. 90-е годы, как я уже говорил, были тяжелейшими. Но в какой-то момент спортивные школы стали оценивать работу своих педагогов по результатам. И лучшие тренеры стали получать достойные зарплаты. Наиболее перспективных ребят поддерживает министерство спорта. А если особенных навыков нет, но есть желание продолжать выступать на турнирах, то за свой счет можно продолжать это делать. В стране проходит огромное количество турниров.
- Кого бы могли отметить из состоявшихся гроссмейстеров?
- Сергей Карякин - это продукт еще советской тренерской школы. В свое время директор завода в Краматорске создал школу талантов. Собрал перспективных ребят и тренеров со всей Украины, создал отличные условия не только для будущих шахматистов, но и для их родителей. Некоторые стали хорошими гроссмейстерами.
Там же, в Краматорске, учился Руслан Пономарев - его тоже отметить можно. А что касается Карякина, то Украина ему ничем не помогала и в 2009 году для того, чтобы продолжить выступления ему пришлось сменить гражданство.
- Получается, что остатки советского инкубатора чемпионов дольше всего продержались на Украине?
- Можно и так сказать. Если же рассматривать именно россиян, то это, конечно же, Владимир Крамник, Александр Грищук, Ян Непомнящий... Понимаете, талантливый шахматист - это почти всегда штучный товар. Но чтобы вид спорта был на виду, был востребован и вызывал интерес, то массовость его внедрения имеет большее значение, нежели штамповка будущих чемпионов. Будет массовость - будут и чемпионы.
#школа2086
(посмотреть интервью полностью)
Влад начал играть в шахматы в 5 лет. Первое шахматное воспоминание — как он играл с папой белыми и поставил мат его королю, который в конце партии оказался на Е1.
Главные шахматные достижения — 2 место на чемпионате России, 2 место в международном турнире чемпионов, 5 место в международном шахматном фестивале «Войводина» + на этом фестивале он два года подряд побеждал в номинации «Самая красивая партия».
Любимые шахматисты — Таль, Алехин, Чигорин.
Влад закончил педагогический университет, по образованию он филолог, сейчас учится в аспирантуре Института Мировой Литературы. Так что может посоветовать классные книжки :) Любит Достоевского, Гончарова, В. Ерофеева.
Помимо шахмат Влад увлекается футболом. Занимался им в детстве, нравится следить за слаженными тактическими действиями.
По мнению Влада, шахматами лучше всего заниматься лет с 5—7. Легче заложить основы игры, развить понимание. Главное — не переборщить, чтобы ребенку не наскучило.
Процесс обучения Влад видит так: если за занятие брать урок в 45 минут, то первые 5 минут надо уделить проверке домашнего задания на демонстрационной доске, 15 минут — новой теме и 5 минут — задачам на закрепление материала. 15 минут посвятить игре в шахматы. И оставшиеся 5 минут уделить домашнему заданию.
Увлечь ребенка шахматами можно через игру. У Влада есть несколько вариантов: если группа большая и нет возможности уследить за всеми, можно обучить детей тому, как ходит пешка и король и играть только этими фигурами, считая, кто больше съест, постепенно вводя новые фигуры в игру. Если детей немного, можно написать на доске стрелками, как кто ходит, и играть сразу полным комплектом. Как правило, за 1—2 занятия дети запоминают и название всех фигур, и как они ходят.
Участвовать в турнирах Влад советует после 3—6 месяцев с начала занятий, чтобы ребенок узнал правила шахмат, изучил основы игры и мог попрактиковаться не только в своей группе или с тренером, но и с другими шахматистами.
Влад про шахматные сборы:
«Множество детей и взрослых, объединенных общей идеей — это прекрасно! Более того, дети там находят новых друзей, совместное проживание объединяет. И помимо обычных уроков, дети могут играть в шахматы в свободное время с кем захотят, не ограничиваясь родными».
К онлайн-обучению Влад относится положительно. Он считает, что, если ученик ответственный и хочет развиваться, даже онлайн занятия принесут эффект. Сложность в том, что через интернет сложно уловить эмоциональное состояние ученика.

Советы Влада ученикам перед турниром:
1. Играйте на победу!
2. Партия заканчивается после мата, а турнир — только после последней партии, расслабляться нельзя.
3. Ни в коем случае не бойтесь соперника.
Советы родителям юных шахматистов:
1. Разбирайте домашнее задание вместе с ребенком, ведь дети могут лениться. Более того, ребенку ваш интерес придаст мотивации.
2. Хвалите ребенка, бывают поражения даже при очень хорошей игре, и не всегда поражение означает разгром. Порой банально падает флажок.
3. Забудьте обидные проигрыши и не напоминайте о них.
Made on
Tilda