ЖУРФАК ПО-ШКОЛЬНОМУ
ПРЕСС-ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА №2086 НАЧАЛ СВОЮ РАБОТУ 13 ЛЕТ НАЗАД. ИМЕННО ТОГДА В 2006 ГОДУ В СВЕТ ВЫШЛА ПЕРВАЯ ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА "ЛИМОНАД", И ЕЕ ВЫПУСК ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО БОЛЬШОМУ ДЕЛУ, КОТОРОЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ. О ТОМ, КАК РОС ШКОЛЬНЫЙ "ЖУРФАК", А ВМЕСТЕ С НИМ И КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИКОВ, ЖЕЛАЮЩИХ ПОЗНАТЬ СЕКРЕТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА, РАССКАЗЫВАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО МЕДИАЦЕНТРА СВЕТЛАНА КУЛАГИНА.
Двенадцать лет назад мы начинали с одного компьютера, верстальной программы, двух взрослых-энтузиастов и десяти детей. Для школы это был абсолютно новый опыт – никто не знал, что получится в итоге. В то время многие школы Москвы могли только мечтать о настоящем периодическом печатном издании – сверстанном по всем канонам, отпечатанном в типографии на хорошей газетной бумаге.
Первый номер верстался ночами, технологии осваивались на ходу. Когда газета вышла, в школе произошел настоящий бум – преподаватели и учащиеся стали приходить в «редакцию», приносить новости, истории, стихотворения, зарисовки. Стало понятно, что нужна настоящая редакция – пространство, в котором ребята могли бы обучаться журналистике и издавать газету. И оно появилось. Отдельный кабинет, необходимая техника и студия по журналистике. За 12 лет в школе сменилось несколько поколений периодических изданий. Кроме газет пресс-центр издавал литературно-художественные альманахи, книги, полиграфическую продукцию (брошюры, каталоги, календари, буклеты, листовки), методические издания и многое другое. Появилась своя типография полного цикла, телестудия, в качестве преподавателей журналистики в школу пришли профессионалы медиасферы, пресс-центр вырос в медиацентр.
НА ЛИНЕЙКУ, ЖУРНАЛИСТ!
Сегодня школьной студией журналистики руководит Арслан Дагирович Хасавов – писатель, журналист, директор АНО «Школьный пресс-центр». С 2014 г. возглавляемая им команда юных журналистов выпускает четырехполосную газету «Линейка». Занятия в студии проходят... всегда. И это именно тот формат, который позволяет постоянно расти и развиваться ребятам, осваивающим профессию журналиста, а значит, и изданию, над которым они работают. Что значит «всегда»? Ведь в школе есть основные уроки, потом дополнительные занятия (а студия журналистики как раз и является студией дополнительного образования), после – ребята разъезжаются по домам, делают уроки... Но настоящий журналист и отличается тем, что он все время исследует мир, собирает информацию, обдумывает и анализирует ее, пишет, оттачивая мастерство и стиль. Настоящий журналист, выходя из редакции, не перестает быть журналистом, потому что журналистика – это образ мышления. Это особое видение, которое развивается годами. Хотя, конечно, расписание занятий у студии тоже есть: четыре раза в неделю по два академических часа. Журналистика – в первую очередь практическая деятельность. Однако без базовых теоретических знаний в этом деле не обойтись. Курс выстроен таким образом, что каждое занятие – это синтез теоретической и практической частей. Юнкоры получают новые знания и сразу же применяют их в деле: в школе и за ее пределами огромное количество информационных поводов, о которых можно написать. В редакции у каждого своя задача. Выпускающий редактор газеты и его помощники продумывают концепцию и тему номера, корреспонденты предлагают информационные поводы, бильд-редактор предлагает идеи для оформления, фотограф всегда начеку – вдруг понадобится срочная съемка?
После очных занятий в студии общение ребят с преподавателем не заканчивается. У них есть корпоративная беседа в группе VKontakte, где ребята продолжают обсуждать рабочие (и не только) вопросы. Многие старшеклассники, которые по ряду причин не могут посещать студию регулярно, работают дистанционно – присылают материал, а потом вместе с преподавателем обсуждают его и дорабатывают. У студии есть официальная группа VKontakte – https://vk.com/journalism2086, где публикуются все актуальные новости о студии. Важной частью образовательного процесса являются встречи с профессионалами медиаотрасли как на территории самой школы, так и в редакциях СМИ. Такие встречи всегда мотивируют и погружают ребят в реальный мир журналистики. Юные корреспонденты уже побывали в «Комсомольской правде», «Вечерней Москве», телецентре «Останкино», информационном агентстве ТАСС. Участвовали в дне открытых дверей на факультете журналистики МГУ и съемках в ток-шоу «Вопросы к декану». Вопрос учащегося студии Узейира Мамедова был выбран в качестве одного из лучших. Раз в месяц к ребятам приходят профессионалы – редакторы журналов, сотрудники федеральных телеканалов и радиостанций, писатели. Они рассказывают о своей профессии, делятся с юнкорами опытом, отвечают на вопросы. Вопросов у ребят, конечно же, много, ведь каждому хочется узнать – а как оно в жизни? В гостях у пресс-центра побывали Анастасия Назарова – журналист теле- канала «МИР», Елена Батинова – ведущая телеканала «Карусель» и радио «Best FM», Михаил Самарский – писатель и общественный деятель и многие другие.
Кроме «Линейки» журналистские материалы ребят публикуются на школьном сайте и официальной странице школы на Facebook, в корпоративном журнале «Обычная школа». А лучшие материалы участвуют в конкурсах, входят в сборники конкурсных работ и даже публикуются во «взрослых» СМИ. Так, интервью учащегося студии Александра Новицкого с космонавтом Сергеем Николаевичем Рязанским опубликовали в «Учительской газете – Москва». В 2017 году газета «Линейка» вошла в топ-30 школьных изданий Москвы, о чем свидетельствует особая отметка на первой полосе – «Лауреат всероссийского конкурса школьных изданий». Только за один 2017 год «Линейка» получила диплом участника Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», победила в номинации «Школьный пресс-центр» окружного этапа Московского открытого фестиваля юных историков-краеведов, стала победителем в очном туре V Открытого фестиваля юных журналистов города Москвы, лауреатом Всероссийского конкурса школьных изданий и марафона школьных СМИ, стала победителем ежегодного Фестиваля школьных СМИ на факультете журналистики МГУ.
ШКОЛА В КАДРЕ
Есть в школе и отдельная студия тележурналистики, которой руководит Карина Макарян – специальный корреспондент программы «Доброе утро» на Первом канале, сценарист ТВЦ, продюсер РЕН ТВ и СТС. Здесь профессиональное обучение начинается с первого дня. Ребята с головой погружаются в мир телевидения и осваивают все, что необходимо в работе в кадре и за ним. Во главе угла стоит, конечно же, сюжет. Как написать сценарий? Что такое стендап? Что говорить в кадре? Как снимать? Кто такие спикеры? Как не растеряться перед камерой? И это только малая часть вопросов, которая возникает, когда перед тобой впервые ставят задачу снять сюжет. Обучение тележурналистике начинается с главного – с композиции телевизионного сюжета. Ребята проходят все этапы его создания – от идеи до реализации. Учатся разрабатывать сценарий, писать закадровый текст, текст для стендапа, осваивают жанры телевизионной журналистики. Отдельные занятия посвящены основам сценической речи. Ребята удивляются, что нужно учиться правильно говорить. Карина Рудиковна проводит многочисленные тренинги по технике речи – ребята работают с дыханием, дикцией, интонацией, ритмом и темпом голоса, акцентами в речи, эмоциональностью. Часть практических занятий проходит в интерактивной форме – кабинет пресс-центра превращается в редакцию программы «Время» или популярного ток-шоу. Такие погружения раскрепощают ребят, снимают психологические и коммуникационные барьеры. Каждый берет на себя определенную роль – ведущего, героя, эксперта, интервьюера, корреспондента – и может потренироваться перед настоящими съемками. Ребята делают сюжеты не только о школе, но и об интересных и важных городских событиях, например, о Неделе моды в Москве в Гостином Дворе. А зимой ребята отправились на съемки Кремлевской елки и новогоднего катка ГУМа. И стали единственными представителями школьных СМИ, которые повесили на Кремлевскую елку шар с логотипом нашей школы! Принимали ребята участие и в съемках, проводимых профессионалами, например, в съемках рекламного ролика про сладости для «Бридж ТВ», сюжете о Дне учителя для программы «Доброе утро» Первого канала, ведь это тоже отличная профессиональная школа. Побывали на съемках программы «Доктор И» на ТВЦ, в студии программы «Кто хочет стать миллионером?», на радиостанции «Говорит Москва». Кроме традиционных телевизионных форматов ребята знакомятся и с блогингом. Все знают, насколько сейчас популярен Youtube. Но далеко не все умеют с ним работать профессионально. На занятиях журналисты изучают Youtube изнутри, узнают о его функционале, основных направлениях и форматах каналов, анализируют каналы топовых российских блогеров и, конечно же, ведут собственный блог. А ознакомиться с результатами их работы можно на канале Youtube https://m.youtube.com/channel/UCxoMQeTXdV1n5x3S1DYX2KQ
и в Instagram: https://instagram.com/p/Bh93_j7gZ4U/
И СНОВА ВПЕРЕД!
В этом учебном году школа No 2086 впервые в Москве запускает проект «Профильный класс по направлению «Журналистика». Начиная с 8-го класса ребята, которых привлекает медиасфера, смогут углубленно изучать особенно важные для будущих журналистов школьные предметы, а также посещать полезные и интересные теоретические и практико-ориентированные спецкурсы. За время обучения в профильном классе они смогут познакомиться с базовыми инструментами журналистики, приобрести навыки работы в мультимедийных СМИ, изучить историю и теорию медиа, побывать в редакциях и на профильных факультетах вузов. Так что у школьной медиаистории впереди новая очень увлекательная глава.
Made on
Tilda