Ромашко Геннадий Николаевич
8-18 лет
своим трудом создать реальную вещь, увидеть, как в твоих руках из обычного куска дерева рождается шкатулка, дощечка для хлеба, красивое панно, а груда пластмассовых деталей превращается в линкор или танк... именно для того, чтобы пережить эти удивительные моменты, и спешат ребята в студии, которые ведет в нашей школе геннадий николаевич ромашко.
-ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ РЕБЯТА У ВАС В СТУДИЯХ?
-Я веду занятия в двух коллективах: «Выжигание и резьба по дереву» и «Техническое моделирование».
-ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ С ПЕРВОЙ СТУДИИ. ПОЧЕМУ В ОДИН КОЛЛЕКТИВ ОБЪЕДИНИЛИСЬ ТЕ, КТО ХОЧЕТ ВЫЖИГАТЬ, И ТЕ, КТО ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ РЕЗЬБОЙ?
-Ну, во-первых, потому, что оба эти ремесла объединены одним материалом – деревом. А во-вторых, потому, что они оба связаны графикой. Здесь главную роль играет линия. И то чувство линии, которое в ребятах развивает выжигание, потом пригодится им при работе с резцом. Первоклассникам заниматься резьбой еще рановато, здесь начинать надо класса с четвертого. Ведь для резьбы требуется определенный уровень развития моторики, а выжигание как раз помогает ее развить. Конечно, далеко не все из тех, кто увлекался выжиганием, потом переходят к резьбе. Кто-то, уходя из младшей школы, заканчивает занятия. А кто-то продолжает выжигать...
-ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРИВЛЕКАЕТ РЕБЯТ В ВЫЖИГАНИИ?
-Наверное, желание сделать своими руками красивую вещь. Дети любят рисовать, но в начальных классах нарисовать что-то сложное не всем удается. А вот выжечь по готовому рисунку они могут и достаточно сложную композицию. И конечно, им приятно сделать, а возможно, еще и подарить кому-то красивую вещь, которая выглядит как «настоящая», «взрослая».
-РОДИТЕЛИ ЧАСТО ОТНОСЯТСЯ К ВЫЖИГАНИЮ КАК К КАКОМУ-ТО НЕСЕРЬЕЗНОМУ ЗАНЯТИЮ... ВОТ РИСОВАНИЕ, ЖИВОПИСЬ - ЭТО ТВОРЧЕСТВО. А ИГОЛОЧКОЙ ПО ФАНЕРКЕ ВОДИТЬ, НУ ЧТО ТУТ ТВОРЧЕСКОГО...
-И очень напрасно! Вы посмотрите на работы, которые ребята делают! При помощи выжигателя можно ведь передать не только контур, но и тень, и даже градации коричневого или черного цвета... Конечно, чтобы всему этому научиться, нужно время. Но ведь сейчас выжиганием заниматься одно удовольствие: сколько сюжетов, какое море рисунков! Выбирай любой! Я специально для своих ребят собираю альбомы, чтобы каждый мог выбрать то, что интересно именно ему. Вот, например, не так давно мы открыли для себя рисунки шведской художницы Ханны Карлсон. Ребят они просто заворожили. Вообще, занимаясь выжиганием, дети не только развивают кисть и моторику, не только учатся технично владеть линейкой, циркулем и карандашом, но и приобщаются к огромному пласту изобразительного искусства, имя которому графика. Тут и рисунки самого разного рода, и гравюры всех видов... Можно ведь и по гравюре Дюрера или офорту Рембрандта работу выжечь, было бы желание! Любое ремесло можно довести до уровня искусства... Ремесло – это основа. А дальше уже работает художественное воображение. Вот если говорить о металле: можно подковы ковать, а можно и решетку Летнего сада.
-НУ, ХОРОШАЯ ПОДКОВА - ЭТО ТОЖЕ ИСКУССТВО...
-Хорошая подкова – это хорошее ремесло, в этом нет ничего особенного. Но есть и более удивительные вещи... И не случайно в художественных музеях отделы декоративно-прикладного искусства занимают место не менее почетное, чем отделы живописи и скульптуры. Вы посмотрите, сколько там удивительных работ по дереву! И каждый из мастеров, который эти вещи сделал, когда-то начинал с маленькой дощечки...
-А С ЧЕГО НАЧИНАЮТ ВАШИ ЮНЫЕ РЕЗЧИКИ?
-С простой геометрической резьбы. Это одна из самых старых техник. Геометрический рисунок требует минимума инструмента и навыков. Хотя
если набор элементов большой, и геометрическая резьба тоже может быть сложной. Но мы, конечно, начинаем с простого. Сначала вырезаем орнаменты из каких-то повторяющихся элементов, набиваем руку. Ведь качество изделия определяется четкостью выполнения, отсутствием сколов... Режем,конечно, по липе. Это самый благодатный для резчика материал. Мягкий, податливый, пластичный, не колкий. Липа позволяет резать очень тонкие вещи. Профессионал, конечно, может работать на любом материале. Но для начинающих резчиков лучше липы материала не найти. Освоив геометрическую резьбу, можно переходить к другим техникам. В резьбе ведь есть только два приема: надрезка, когда резец вертикально врезается в дерево, и подрезка, когда удаляемую часть дерева подрезаешь под углом. И в их сочетании можно резьбу разнообразить практически бесконечно. Мы знакомимся с разными
популярными стилями, например с «Татьянкой». Этот стиль очень удобен для освоения новичками: все элементы выходят из-под резца готовыми, не требующими дополнительной обработки, а отсутствие выбранного фона значительно снижает долю трудоемкой рутинной работы. Осваиваем и абрамцевско- кудринскую резьбу, которая в конце ХIX века родилась в легендарном имении Саввы Мамонтова на основе умений местных резчиков и находок художников абрамцевского кружка.
-А РЕЗНУЮ СКУЛЬПТУРУ НЕ ОСВАИВАЕТЕ?
-Нет, это уже работа для более старшего возраста. Здесь нужно чувство объема. Вот модели ребята собирают, начинают видеть объем...
-РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОПОДРОБНЕЕ О КРУЖКЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЕДЕТЕ...
-Так же как и кружок по работе с деревом, он родился из моего собственного увлечения. Здесь, конечно, востребовано скорее инженерное мышление, чем художественное. Но и эти инженерные навыки тоже нужно развивать в ребятах постепенно. Нужно подобрать ребенку модель, которая ему будет по силам, терпеливо вести его от простого к сложному. Ведь дети, как правило, не чувствуют берегов, ему кажется: «Ну что особенного, взял узор и вырезал, взял детальки и склеил». И вот тут-то и нужен педагог, который его будет направлять. Вот, например, самолеты под потолком у нас висят. Это то, с чего мы начинаем. Инструкция на двух листиках, 30 деталей, за два урока спокойно ученик делает. А вот танки, машины – это уже 300 деталей. А парусники почти 1000! И ребенку нужно с каждой из деталей разобраться, прочесть чертеж, понять, куда какую деталь пристроить. Чтобы за такую работу браться, нужно года три как минимум отучиться, кучу моделей пересобрать...
-ДЕТАЛИ ДАНЫ, ИНСТРУКЦИЯ ТОЖЕ... В ЧЕМ ЖЕ ТОГДА ТВОРЧЕСТВО?
-В том, чтобы сделать работу правильно, красиво, аккуратно. Чтобы все сказали: «Как здорово, прямо как настоящий!» Так же как в резьбе по дереву и выжигании, здесь нужны усидчивость, трудолюбие, терпение, глазомер, точность движений, умение пользоваться различным инструментом. А еще умение прочитать правильно чертеж.
-ВЫ РАБОТАЕТЕ В ШКОЛЕ С 2011 ГОДА... БЫЛИ У ВАС ЗА ЭТО ВРЕМЯ УЧЕНИКИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ВЫЖИГАНИЕ ИЛИ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ПЕРЕРОСЛИ ВО ЧТО-ТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ДЕТСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ?
-Ну, большинство ребят, которые пришли ко мне в студию семь лет назад, еще пока даже школу не окончили. Но интересные случаи есть. Вот, например, мой ученик из самого первого набора Георгий Якимчук. Он сейчас с родителями живет в Испании. Но в российской школе продолжает учиться заочно. И когда приезжает сдавать экзамены, то обязательно ко мне забегает. Когда-то, начав заниматься выжиганием, он очень любил делать разное оружие: мечи, кинжалы, щиты. И это увлечение у него не пропало, при этом навыки свои он совершенствовал. Теперь делает вещи для разных исторических клубов, для клубов любителей компьютерных игр. Принес мне фотографии своих работ: панцири, защита какая-то... Вырезал, раскрасил. Просто любо-
дорого! Профессиональный бутафор! Сказал, что они с братом подумывают открыть свою компанию по производству бутафорской атрибутики... Спрос ведь на такие вещи сейчас очень велик. Люди проводят детские и взрослые праздники, театрализованные мероприятия. Мне и самому пару раз метлы для Гарри Поттера заказывали... Есть вот еще у меня ученица, Наташа Козяева, уже 10-й класс заканчивает, но продолжает ходить на резьбу. Может быть, и с ней тоже это увлечение на всю жизнь останется...
-ЧТО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОСТАВЛЯЕТ ВАМ САМОЕ БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ?-
Видеть, как пробуждается их интерес к тому, что они делают, и как этот интерес рождает желание сделать работу как можно лучше.
РЫЦАРЬ С РЕЗЦОМ:
ФИЛОСОФ ПО СКЛАДУ МЫШЛЕНИЯ И МАСТЕР БОЛЬШОГО ТАЛАНТА - ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ РОМАШКО И НЕ ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО КОГДА-ТО СТАНЕТ ПЕДАГОГОМ... И О ТОМ, ЧТО ЕГО ДЕТСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ В ИТОГЕ СТАНЕТ ДЕЛОМ ЖИЗНИ. ТОЖЕ, КОНЕЧНО, НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ.
Да и кто из советских мальчишек, во времена тотального дефицита самостоятельно мастеривших себе автоматы и наганы, думал о том, что вспомнит об этом занятии во взрослом возрасте? «Игрушек нам вечно не хватало, вот и пилили-стругали. Были даже инструкции в разных журналах: я снимал размеры, отец помогал доску подыскать. И автоматы были, и наганы с вращающимся барабаном, и мечи. Раскрашивал их тоже сам, конечно», – рассказывает Геннадий Николаевич. А потом, оказавшись вместе с классом «на картошке», девятиклассник Гена Ромашко впервые взял в руки обычный ножик и кусок дерева... После был оконченный с красным дипломом Московский авиационно-технологический институт, где он получил специальность технолога по пластмассам. Потом работа: сначала на институтской кафедре, потом в оборонке... Но детское увлечение не забывалось. И когда на одном из заводских конкурсов ремесел ему вручили первый приз, он решил: «А почему бы не попробовать перейти из любителей в профессионалы?»
«На самом деле Господь каждому определяет предназначение. И если жизнь твоя делает необычный поворот, значит, это предопределено свыше. В положенное время цветок распускается: один бутон, потом другой, третий... И жизнь поворачивается по-новому», – говорит Геннадий
Николаевич. Один из таких поворотов его жизнь сделала вскоре после того самого памятного конкурса – он решил перейти в группу резчиков-оформителей, работавших при заводе. Тем, кто не знаком с устройством советского производства, ситуация может показаться странной: оборонное предприятие – и группа резчиков. Но в былые времена на каждом крупном заводе было множество подсобных производств. И авиационный завод, а ныне Государственный космический центр им. Хруничева, на котором работал Геннадий Ромашко, исключением не являлся. «Завод был знаменитый. Тысячи сотрудников, огромная инфраструктура: две оранжереи, столовые, бани при цехах, полтора десятка детских садиков, санатории в Юрмале, в Сочи, в Подмосковье... И все это оформлялось на самом высоком художественном уровне. На заводе и группа архитекторов была, и группа художников. А мы выполняли резьбу по их эскизам».
Очень скоро вчерашнее увлечение стало любимой профессией. Именно той, которая помогла ему найти свое место в новой, разительно изменившейся стране. За полтора десятка лет Геннадию Николаевичу довелось поработать резчиком по дереву и в группе оформления Филевского парка, и даже в объединенной (по видам работ) бригаде по реставрации царских карет Московского Кремля. «В Оружейной палате хранится 16 уникальных карет, выполненных европейскими мастерами для русских царей. Любая карета вообще уникальная вещь, потому что в ней соединяется искусство самых разных мастеров: кузнецов, резчиков, обойщиков, художников... Есть кареты, которые расписаны как живописные полотна, есть кареты с вышивкой. Такие персональные правительственные «мерседесы» прошлых веков. И вот мне посчастливилось участвовать в их реставрации: восстанавливать утраченную резьбу. Работа длилась почти десять лет, причем большей частью шла прямо в экскурсионном зале. Ведь перемещать кареты из музея было
нельзя. Сначала реставрируемая деталь снималась, потом вылепливались утраченные фрагменты из пластилина, потом какое-то время в мастерской шла работа над деревянным фрагментом. А потом начиналась его подгонка уже непосредственно на месте. Восстанавливал я и несколько изделий в музее-усадьбе «Архангельское». А потом... потом, по словам Геннадия Николаевича, его судьба сделала очередной неожиданный, но, безусловно, предначертанный поворот: жарким летом 2010 года его мастерская в Филевском парке вместе с уникальными инструментами сгорела дотла. «Вы знаете, я одно время интересовался чтением линий на ладонях. И что вы думаете? Нашел под указательным пальцем четкий такой квадратик и прочел в брошюре, что он означает занятие педагогической деятельностью. Было это году в 2000-м, а в 2011-м я попал в школу, – рассказывает Геннадий Николаевич. – Причем за тот год, что прошел между гибелью мастерской и моим приходом в школу, я поработал в нескольких местах. Но душа не лежала. Поработаешь месяц и чувствуешь – не твое. Собирался и уходил. А потом мне случайно позвонила знакомая и сказала, что в школе No 26 ищут педагога дополнительного образования... Вот я и пришел. И ни разу об этом не пожалел. Говорят ведь, что случай – это ведь псевдоним, под которым чаще всего скрывается Бог».
Made on
Tilda