Радуга талантов
Кукина Галина Яковлевна
6-12 лет
изостудией "радуга талантов" учитель изобразительного искусства и черчения галина яковлевна кукина руководит уже десять лет, то есть ровно столько, сколько работает в нашей школе.
-ПОЧЕМУ ПОМИМО РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ ВАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ ЕЩЕ И В РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ КОЛЛЕКТИВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
-Хотелось поработать с увлеченными, мотивированными детьми. Ведь в начальной школе рисование – обязательный предмет, и вопреки расхожему
мнению его далеко не все любят. А в изостудию приходят те, кто на самом деле любит рисовать или хочет этому научиться. У каждой возрастной группы в нашей «Радуге» свое название: 1–2-е классы – "Жар-птица», 3–5-е классы – «Мир фантазии». Всего у меня занимается порядка 60 человек.
-А ВЫ САМИ В ДЕТСТВЕ В ИЗОСТУДИЮ ХОДИЛИ?
-Рисовать я очень любила, в школе занималась в изостудии, но ни в художественной школе, ни в училище никогда не училась. Сразу же пришла на худграф Башкирского государственного педагогического университета.
-НО КАК ЖЕ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС?
-Мечту о худграфе я лелеяла несколько лет и потихоньку готовилась, иногда консультируясь с подругой, которая училась в училище.
-А МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ? И ЧТО ВСЕ-ТАКИ ГЛАВНОЕ В ЭТОМ ДЕЛЕ: ТАЛАНТ ИЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?
-Талант – это, конечно, Божий дар. И талантливые люди часто без всяких объяснений, на одной интуиции понимают многие вещи. Но правила рисования можно объяснить любому ребенку и тем самым научить его выражать свои чувства и мысли не только словами, но и изображением. И когда-то это ему наверняка пригодится. Младшим ребятам я делаю минимум замечаний, особенно если вижу, что человек увлечен, рисует с охотой. Никогда не говорю: «У тебя не получилось», – а всегда предлагаю: «А давай вот так попробуем». И постепенно в игровой форме они узнают о живописи и рисовании все больше и больше.
-О КАКИХ СЕКРЕТАХ ЖИВОПИСНОГО ТВОРЧЕСТВА ОНИ МОГУТ УЗНАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ?
-Ну допустим, в первом классе они узнают основы рисунка, знакомятся с перспективой. Знают, что дорожка, удаляясь от зрителя, сужается. Мы учимся передавать пространство, пропорции. И конечно, учимся смешивать краски, подбирать цвета. Работаем и с гуашью, и с акварелью. Изучаем хроматические цвета и ахроматические цвета, мир черно-белых и цветных красок. Придумываем сказки про черно-белое и цветное королевства. Например, на одном берегу цветные краски живут, на другом берегу – черно-белые. Вот они друг к другу ходят через мостик, ходят в гости, и получаются новые цвета. Например, белая краска пришла к красной – получилась розовая. Знакомимся, конечно, и с жанрами: портреты, пейзаж, натюрморт... Осваиваем технику рисования карандашом и фломастером, передачу фактуры материала при помощи графических материалов... Конечно, никаких определений они не заучивают, но постепенно начинают все эти термины использовать, а знание живописного языка – это тоже маленькая ступень к мастерству... Потом все усвоенное в первый год развивается. Начинаем рисовать людей: в движении и в статике. Не просто срисовываем, а придумываем какие-то сцены из жизни, осваиваем искусство композиции.
-У ВАШИХ УЧЕНИКОВ НЕМАЛО НАГРАД В РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСАХ. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧИЛИСЬ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ?
-Мы много лет участвовали в конкурсе «Я люблю тебя жизнь», проводимом Академией акварели Сергея Андрияки. Также академия три года подряд организовывает конкурс Московского фестиваля творческих работ «Истоки, традиции, творчество». Успешно участвуем и в Московском вернисаже, который проводит Городской методический центр, и в Олимпиаде по рисованию. Так что дипломов скопилась целая папка, и это только за два последних года. Называть кого-то отдельно не хочу, потому что всех все равно не перечислишь. Пусть уж так, чтобы никто не обиделся... Они ведь все гении и таланты! Кстати, есть талантливые дети, которые по тем или иным причинам в изостудию не ходят. Но они тоже принимают участие в конкурсах вместе с нами.
-А МНОГО ЛИ ДЕТЕЙ ОТСЕИВАЕТСЯ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА ЗАНЯТИЙ?
-Основной отсев – это второй-третий классы, у них в этом возрасте идет первое осознание собственных интересов. Поэтому так важно, чтобы у ребенка в первом-втором классах было как можно больше возможностей попробовать свои силы. Допустим, дошкольник любит рисовать, но стоит ли ему в будущем поступать в художественную школу? Это ведь нагрузка большая и требования другие. Для этого и существует школьная изостудия, где он может себя просто попробовать. Кто-то уходит в художественную школу, а кто-то просто продолжает рисовать в школе, где и обстановка привычнее, и требования проще... Но при этом ребенок-то творит, самовыражается. И творчество такое веселое для них, понимаете? Кстати, те, кто укрепился в своем интересе к живописи, обычно продолжают занятия и после 4–5-х классов и часто спрашивают: «А в шестом классе у нас будет изостудия? А в седьмом?» Так что запрос на расширение у нас есть.
Made on
Tilda