"теннис учит ответственности"
Бурунов
Игорь Сергеевич
7-17 лет, взрослые
уже почти 25 лет секцию большого тенниса в школе №2086 ведет Игорь Сергеевич Бурунов
посмотреть интервью полностью
-Традиционные вопрос для тренера с большим стажем: как Вы сами начали заниматься спортом?
-Мой спортивный путь начался вполне традиционно. Когда я учился в первом классе, в школу пришел тренер по спортивной гимнастике - отбирать молодое пополнение для секции. Выбор пал в том числе и на меня. Спортивной гимнастике я отдал более десяти лет. Сначала я занимался в секции во Дворце пионеров, получил первый взрослый разряд. Потом поступил в спортивный колледж, где проучился три года. Участвовал в соревнованиях, был серебряным призером в командном юношеском первенстве России среди студентов. А потом пришла пора служить в армии, и я оказался на погранзаставе в Таджикистане. Время тогда там было очень неспокойное. Террористы в одиночку, группами и целыми бандами пытались проникнуть на нашу территорию, и нам, пограничникам, нередко приходилось давать им серьезный отпор. Выносливость и физическая подготовка, полученные в спортивной секции, мне там очень пригодились.
-А как занялись тренерской работой?- Можно сказать, что я ее начал еще в армии. Командование отметило мою спортподготовку и спортивное образование. Мне было поручено заниматься физической подготовкой молодых пограничников. Ну а вернувшись из армии, я устроился учителем физкультуры в тогдашнюю школу №1 (теперь это школа №118) и одновременно поступил в Московский педагогический институт им. Н.К. Крупской на факультет физической культуры. Программа в институте была очень интересная и разнообразная: гимнастика, волейбол, футбол, шахматы, плавание, хоккей, баскетбол...
-Как в Вашей спортивной жизни появился большой теннис?
-Годы моей учебы в институте пришлись на начало 1190-х. И если в советское время теннис был редким, можно сказать, элитным видом спорта, для которого в стране практически не было ни тренеров, ни площадок, то с подъемом "железного занавеса" в России начался настоящий теннисный бум, и этот красивый вид спорта стал стремительно входить в моду. А специалистов-то нет! Тогда наш вуз быстро сориентировался: на факультете физркультуры открыли новое отделение, стали набирать студентов. Я попробовал свои силы, и меня взяли. Думаю. что главную роль тогда сыграла хорошая координация, которую во мне сформировала спортивная гимнастика. В общем, научился играть сам, получил первый взрослый разряд. А потом стал тренировать ребят.
-Чем лично Вас увлек теннис?
-Наверное, тем ощущением, которое дает тебе власть над мячом. Он летит на тебя с огромной скоростью, как настоящее маленькое ядро, а ты им управляешь: обрабатываешь и кладешь туда, куда нужно. Ощутив эту власть над мячом, я почувствовал и любовь к теннису. В потом мне захотелось привить любовь к теннису и детям. Так что когда я в 1993 г. пришел работать учителем физкультуры в школу №26, которая стала теперь частью нашего образовательного комплекса, то сразу начал вести помимо уроков еще и теннисную секцию.
-Дети какого возраста занимаются в секции сейчас?
-В основном к нам ходят ребята с 3-го по 8-й класс. Берем мы в принципе всех. Но иногда желающих бывает очень много. Так что приходится проводить некоторый отбор. Главный критерий - координация движений. вообще, если говорить о спорте, то физические данные не единственный критерий. Важны еще и склонности характера. Есть люди, которые любят циклические виды спорта, им нравится преодоление, постоянные циклические нагрузки - это гребцы, бегуны, лыжники. Есть борцы, которым нужно потолкаться, побороться. А есть игровики, которым важно движение, рывки вправо-влево, они в первую очередь стремятся обыграть кого-то. Вот это наш контингент. Мы смотри, как ребенок реагирует на мяч, получается ли у него хватать, ловить, бросать. И нравится ли ему это... Я пытаюсь дать детям возможность почувствовать радость управления мячом. Получается , это конечно, не сразу. Чтобы пришло ощущение первого успеха, должно пройти два года. И они должны пройти в упорных тренировках. Это непростая задача. Бывает, что перспективный в принципе ребенок так и уходит, не дождавшись первого успеха.
-Какие качества развивает теннис в детях?
-Силу, выносливость, ловкость, гибкость. Но помимо физического развития любой спорт вырабатывает еще и характер. Большой теннис - спорт индивидуальный. Когда ты проиграл - это только твое поражение. Это учит человека личной ответственности за свои действия, учит находить и анализировать собственные ошибки. Кроме того, когда в жизнь ребенка помимо учебы вклинивается еще какой-то вид деятельности, например спорт, то приходится составлять график занятий, соблюдать распорядок дня, чтобы все успеть.
-Требуете ли Вы, чтобы Ваши воспитанники придерживались некого спортивного режима?
-Я всегда повторяю им, что режим очень важен. Настаиваю, чтобы ребята делали зарядку, закалялись, объясняю, что такое здоровое питание, - одним словом, борюсь за соблюдение ими здорового образа жизни. Объясняю и то, что здоровье и движение взаимосвязаны. Когда мы занимаемся, то тренируем не только мышцы, но и внутренние органы: сердце, сосуды. В результате повышается иммунитет и работоспособности. А значит, и учеба лучше идет! Стараюсь личным примером подтверждать свои слова. Недавно выполнил нормативы комплекса ГТО на золотой знак.
Онлайн-тренировка по теннису? Пожалейте стекла!
Продолжаем обзор секций спортивного клуба «Школа». Наконец нам удалось добраться до тенниса! Предлагаем вашему вниманию большой разговор с опытнейшим наставником Игорем Сергеевичем Буруновым.

- Игорь Сергеевич, ответьте: как возможно 25 лет работать тренером? Откуда берете мотивацию?
- Без тенниса себя с трудом уже представляю. Счастье, когда занимаешься любимым делом, а годы пусть идут своим чередом. Люблю смотреть, как мои ребята растут в этом виде спорта. Казалось, что еще недавно просто перебрасывали мяч через сетку, а потом уже вижу, как пошли осмысленные атаки, начинают работать по углам, в ногах добавляют... Сказать, что это здорово – значит, ничего не сказать. Удовольствие.
- Но изначально вы начинали в другом виде спорта?
- Да, с начальных классов школы была спортивная гимнастика, которой я отдал в общей сложности около десяти лет. В 1977 году стал серебряным призёром молодёжного первенства России, и только потом увлекся теннисом.
- Давно дело было.
- Да уж. Вы наверняка знаете, что в начале 90-х годов при первом президенте России теннис в стране вышел на пик популярности.
- Можно сказать, что это время в России было максимально комфортным для занятий этим видом спорта?
- Безусловно, хотя теннис был и остается дисциплиной, требующей серьезных финансовых расходов. Экипировка, аренда кортов, работа тренера, выезды на турниры – все это ложится на бюджет родителей. Я, как отец, через все это прошел.
- Есть достижения?
-С дочерью занимался серьёзно. В юниорах активно ездили с ней на турниры, а на одном из них, в 2005 году, в Словакии, она одержала победу. Сын играет на приличном любительском уровне. Сейчас он в армии – служит в ВДВ. Летом демобилизуется, будет помогать в работе.
- Сейчас теннис не так популярен, как в 90-е годы. Почему?
- Я бы не сказал, что он не популярен. Просто меньше рекламы стало, меньше стали о теннисе говорить, как о национальном виде спорта, хотя это определение громкое, но все же, в 90-е годы подобное ощущение возникало. Школы и секции работают, ребята тренируются и ездят на турниры – процесс идет своим чередом.
- Как оцените наше положение на профессиональном уровне?
- Когда-то наши теннисисты побеждали на турнирах Большого шлема, брали золото Олимпиады, а сейчас все скромнее. Рейтинги об этом говорят красноречиво. Среди мужчин в сотне только Даниил Медведев, хотя пятая строчка – это показатель весомый. Девушек в топ-100 больше, но лучшая среди них Настя Павлюченкова - всего тридцатая.
- В нашей школе есть открытые корты. А в каких условиях проводятся тренировки зимой?
- Конечно, нам чуть тесновато. Занимаемся в спортивном зале, и если сам размер корта в него помещается, то нужно еще пространство для маневра самого игрока. Это сужает диапазон возможностей, но мы не жалуемся. По технике безопасности у нас тоже все на уровне, хотя без травм спорта не бывает.
- Много желающих?
- Знаете, когда очень много желающих – это тоже не слишком хорошо. Размывается подача информации и, следовательно, страдает качество. Теннис – индивидуальный вид спорта, в котором адресные навыки имеют большое значение. С посещаемостью все в порядке. Вот если был бы недобор – это другое дело.
- Насколько отличаются тренировки зимой в зале от тренировок в теплое время года на открытом корте?
- Есть особенности. В зале деревянное покрытие, на открытом корте оно более мягкое. Исходя из этого, мы корректируем нагрузки, ну и основное отличие зала от открытого воздуха заключается в том, что игрок вынужден бороться не только с соперником, но и с природными факторами.
Где-то ветер влияет на подачу, солнышко может помешать, пролетающая птица отвлечет внимание... Неслучайно и на профессиональном уровне есть большое количество турниров в закрытых и открытых кортах. Можно сказать, что это два разных вида спорта.
- Какие турниры проходят по ходу учебного года?
- К сожалению, далеко не во всех школах Москвы есть секции по этому виду спорта, так что можно сказать, что в какой-то степени мы варимся в собственном соку. Проводим соревнования внутри школы. И надеемся на то, что однажды сможем вывозить ребят на районные или городские турниры.
- Кого бы из своих воспитанников вы хотели бы отметить?
- Их несколько. Альбина Авдеева, Полина Дмитриева, Юрий Дорош и Саша Тихонравов показывают достойную игру и прогрессируют.
- Сейчас многие тренеры проводят онлайн-тренировки. Как это можно организовать в вашем случае?
- Да вот думаем пока. С учетом особенностей нашего вида спорта не так просто это сделать. Возможно, внедрим какие-то упражнения, направленные на укрепления кисти или мячиком о стену предложим постучать... Главное, чтобы потом не пришлось менять стекла в окнах.
Made on
Tilda