"МОЯ ЛЮБОВЬ К КАРАТЭ НАЧАЛАСЬ В КИНОЗАЛЕ"
Распертов
Евгений Юрьевич
5-17 лет, взрослые
Тренер по традиционному шотокан каратэдо Евгений Юрьевич воспитал более двадцати чемпионов и призеров первенств России. И уверен, что занятия в школьной секции, подобные той, что действует в нашей школе уже девять дет, вполне способны привести к спортивным высотам.
посмотреть интервью полностью
- Евгений Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в карате.
- Моя история достаточно тривиальна. Она началась... в кинозале. Как и многие мальчишки моего поколения, я обожал фильмы о восточных единоборствах. А в начале 1990-х у нас в стране был настоящий бум такого кино. Как только карате стало активно развиваться в нашей стране, появляться в городе как разрешенный, или скорее разрешено-подпольный вид спорта, вокруг него образовалось много легенд и слухов, сформировалась своеобразная атмосфера эзотерики. Это и привлекло меня к данному виду спорта. В 13 лет я решился, нашел объявление на стене школы и записался в секцию. Так я и попал к своему первому тренеру. Он в то время сам еще был мальчишкой – ему было лет 18. Профессиональных тренеров в России в то время не было, потому что не осуществлялся обмен спортивным опытом и культурой с Японией. В России занимались и обучались карате в основном по книжкам и по фильмам с Джеки Чаном, Жан-Клодом Ван Даммом, Брюсом Ли (смеется). Позднее карате стало развиваться «по-японски», появилась организация, в которой я состою и по сей день, являясь ее вице-президентом - это Московская Федерация традиционного шотокан каратэдо.
- Как вы пришли в тренерскую деятельность?
- Все просто! Пробовал себя в разных местах, а понравилась только работа с детьми.
В России есть две параллельно существующие системы обучения карате – собственно, российская и японская. Они не соприкасаются, то есть японская система не признает российскую, а наша система, в свою очередь, не признает японскую. Чтобы осуществлять полноценную тренерскую деятельность, я получил образование и в российской, и в японской системах. Для достижения нужного тренерского уровня в Японии, необходимо как минимум получение соответствующего черного пояса.
- То есть, получается, у вас есть и японское свидетельство, и российское?
- Да, я прошел все ступени.
- Пришлось, наверное, постараться в свое время?
- Я и сейчас стараюсь – до сих пор участвую в соревнованиях. Не так часто, как раньше, но раз в год в международных соревнованиях принимаю участие.
- Что главное в обучении детей карате?
- Моя задача состоит в том, чтобы сделать все возможное для ребенка, чтобы, когда он приходил ко мне в зал, он улыбнулся и просто получил удовольствие от занятий. Нет цели сразу сделать из него отличного спортсмена, супермена или еще кого-то. Главное, чтобы он получил удовольствие. На самом деле, это и есть большая хитрость, поскольку, как только ребенок начинает получать удовольствие от занятий, он начинает стараться. Получается небольшая ловушка для него – он переходит своеобразный рубеж доверия и для него становится важным любое поощрение со стороны тренера. Моя система обучения карате построена на поощрении. Я никогда не применяю наказание. Конечно, это работает с детьми лишь до 4 класса. На старших иногда приходится и прикрикнуть, и притопнуть. Но для младших школьников, которые только начинают свой путь, всегда должно действовать поощрение — это и конфеты, и похвала, и какое-то словесное выражение одобрения. В том случае, когда ребенок не получает этого словесного одобрения, или не получает конфету в конце занятия за то, что он, например, плохо себя вел и не старался – это и является наказанием. С ребёнком можно наладить контакт только тогда, когда он будет доверять тренеру и знать, что тот не поступит с ним слишком жестко.
- С какого возраста нужно начинать обучение карате?
- Моя концепция построена на том, чтобы обучать детей с раннего возраста. Я принимаю ребят, начиная с детского сада, то есть с 5-6 лет. Развитие ребенка как юного спортсмена, как каратиста, происходит через его сенситивные возможности, в соответствии с уровнем его развития. Я не даю ребенку сложных комбинационных движений, мы обычно начинаем с легкого: развитие мышечного каркаса, моторной памяти. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог усвоить последовательность движений, мог скоординировать себя как во внешнем пространстве, так и во внутреннем пространстве своего тела. Вся система построена на том, чтобы плавно провести ребёнка от простых двигательных навыков к сложно-координационным движениям, не задавая ему при этом слишком высокую планку, но и не давая скатиться вниз. Основная задача – сделать процесс обучения адекватным уровню развития ребенка, не требовать от него больше, чем он может. Если ко мне приходит семилетний ребенок, я знаю, что бесполезно от него требовать силы, скорости, хорошей координации. Естественно, иногда попадаются дети, которые уже в 5-6 лет превосходят по уровню развития некоторых 10-летних. Но таких детей буквально единицы, и, конечно, к ним нужен индивидуальный подход. Также у меня нет задачи вывести группу только на спортивный результат. Да, у нас есть соревнования, но они являются частью образовательного процесса. То есть мы не тренируемся ради медалек, грамот и ценных призов, но соревнуемся ради совершенствования своего тела и духа. В основном этот принцип используется для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог пронести карате по жизни.
- Какие качества воспитывает карате в ребятах?
- Поскольку карате является сложно-координационным видом спорта, то с точки зрения физического развития существуют большие возможности и предпосылки для саморазвития. Если брать духовный аспект, я стараюсь воспитывать детей, которые приходят ко мне, в мирном ключе, так, чтобы они никогда не применяли навыки карате вне зала. Мои ученики — воспитанные, интеллигентные ребята. Карате требует очень большого напряжения сил – моральных и физических. Если человек не обладает достаточно сильным внутренним стержнем, то из карате он уйдет быстро, потому что здесь требуется владеть не только своим телом, но и своим духом. Когда каратист встречается с противником, он должен понимать, что может проиграть. Изначально поединок – это воспитание собственного духа, умение противостоять сопернику с чистым разумом, причем спокойно, а не за счет агрессии. Ребенок, достигший достаточного уровня развития в технике карате, прекрасно понимает, что его удары очень сильные и одного попадания может хватить, чтобы покалечить человека. Поэтому важно научить ребят контролировать себя. Например, на соревнованиях не разрешатся наносить удары с контактом в голову, то есть спортсмен должен остановить удар в паре сантиметров от головы соперника. В этом проявляется уважение к противнику, в отличие от общеизвестной борьбы ММА и UFC, где проявляется ярко выраженное подавление противника. Люди, которые занимаются боями за деньги, достаточно быстро заканчивают свою спортивную карьеру, поскольку у них не остается ни здоровья, ни желания дальше чем-то заниматься. Карате занимаются ради своего внутреннего мира и развития своего тела.

ДОСТИЖЕНИЯ
Многие ребята ходят на занятия уже по семь-восемь лет, упорно работают и соответственно показывают хорошие результаты. В начале декабря девять воспитанников нашей секции побывали в Санкт-Петербурге на турнире по традиционному шотокан каратэдо "Кубок Санкт-Петербурга "Балтийская крепость - 2017". Готовились ребята к соревнованиям упорно и с душой, поэтому чувствовали себя спокойно даже на фоне серьезных соперников из Санкт-Петербурга, Саратова, Москвы и других городов. Все выступили успешно и получили свои медали. Но самое главное - смогли улучшить свои выступления по сравнению с выступлению на предыдущих соревнованиях. То, что ребята смогли преодолеть себя, переработать страх. неуверенность и стрессовую ситуацию в спортивную злость, показало. что мы работаем в правильном направлении.
Что касается спортивных наград, то их у нас было немало: Светлана Петровская - 1 место в КАТА, Ирина Петровская - 2 место в КАТА, 3 место в КУМИТЭ, Ксения Милованцева - 1 место в КУМИТЭ, 3 место в КАТА, Мария Орлова - 3 место в КУМИТЭ, Сабина Наурбиева - 2 место в КАТА, 3 место в КУМИТЭ, София Сикорская - 2 место в КУМИТЭ, Максим Малиновский - 3 место в КУМИТЭ, Тимофей Скворцов - 3 место в КАТА, 2 место в КУМИТЭ, Владислав Лазар - 1 место в КУМИТЭ 2 место в КАТА.
Кстати, у Владислава уже черный пояс, как и у нашей воспитанницы - Елизаветы Мелковой. Лиза - трехкратная чемпионка Москвы по КУМИТЭ, трехкратная чемпионка России по КУМИТЭ.
Практически у каждого из воспитанников секции по каратэ есть свои, пусть и небольшие, но важные, победы.

РАСПИСАНИЕ
зал №1: Ломоносовский проспект, 12
зал №2: университетский проспект, 7

Понедельник
зал №1: занятия по группам каждый час с 15.30 по 18.30, с 19.30 по 21.30
Вторник
зал №2: занятия каждый час по группам с 18.00 по 22.00
Среда
зал №1: занятия по группам каждый час с 15.30 по 18.30,
19.30 - 20.30
Четверг
зал №2: занятия каждый час по группам с 18.00 по 22.00
Пятница
зал №1: занятия по группам
каждый час с 19.00 по 22.00
Суббота
зал №2: занятия каждый час
по группам с 12.00 по 17.00
Воскресенье
зал №2: 13.00 - 14.00
15.00 - 16.00
16.00 - 17.00
Made on
Tilda