Кайбушева Наталья Николаевна
6-12 лет
"каждая песня - это спектакль"
-НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О ТОМ, КАК СОЗДАВАЛСЯ КОЛЛЕКТИВ?
-Придя в школу No 2086 в середине учебного года, я первое полугодие отработала учителем музыки. И уже с первых уроков начала присматриваться к детям, прослушивать их. Поскольку в школе у нас достаточно богатые вокальные традиции, нужно было не только отобрать и увлечь пением талантливых ребят, но и подумать о том, чем наш коллектив будет отличаться от других. В итоге я решила, что мы сделаем главный акцент на массовых номерах, на работу в коллективе. Плюс определенная режиссура исполняемой песни. Мне не хотелось, чтобы дети просто стояли «сосулечками» и пели с ничего не выражающими лицами, как это нередко бывает в школьном хоре, где за образец берут академическое пение. Было желание по максимуму использовать свой опыт работы с детским музыкальным театром, создать коллектив массового эстрадного пения. Поэтому во время исполнения любой песни мы стараемся соединять певческий звук с движением.
-И КАК МНОГО РЕБЯТ УДАЛОСЬ ВАМ УВЛЕЧЬ СВОИМИ ИДЕЯМИ?
-Сегодня в «КлаССном настроении» – 20 человек, которые занимаются в двух группах. Младшая – только первоклассники. Старшая – второй-четвертый классы. Обе очень успешно, на мой взгляд, выступили на отчетном концерте в мае: младшая группа с песней «Ежик резиновый», а старшая – с композицией «Новый день», с которой мы в начале этого года дебютировали на межрайонном фестивале на Воробьевых горах.
-КАК ВЫ ПОДБИРАЕТЕ РЕПЕРТУАР ДЛЯ СВОЕГО КОЛЛЕКТИВА?
-В первую очередь стараюсь обращать внимание на песни, которые нравятся самим детям. И тут вне конкуренции остаются произведения замечательных советских композиторов, создавших целую школу детской песни. Тот же «ежик» – это ведь Никитины. А вот «Новый день» – песня, появившаяся недавно. Ее автор – молодой московский композитор Александр Ермолов Новые песни для детей хоть и редко, но появляются. Вот, например, очень полюбилась детям песня «Прадедушка», которую написал тот же Александр Ермолов. Или, например, песня «Служить России», ставшая уже гимном Юнармии.
-ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРИВЛЕКАЕТ РЕБЯТ ХОРОВОЙ ВОКАЛ?
-Вообще, увлечение вокалом нередко диктуется амбициями как самих родителей, так и детей. «Хочу петь так, как Дима Билан». Но лично я ничего плохого в этом не вижу. На детских амбициях можно многого достичь. Но если ты пришел петь в ансамбль, надо помнить о том, что слово это в переводе с французского означает «вместе». В ансамбле, как говорят музыканты, нужно не «торчать», а слушать как себя, так и другого. И когда ты поешь в ансамбле, ты всегда чувствуешь локоть партнера и его дыхание.
-А В СОЛИСТЫ МНОГИЕ РВУТСЯ?
-Ну конечно, есть ребятки, которым хотелось бы солировать. И есть те, у кого это, возможно, получится. Но всему свое время. Когда преподаватель откровенно начинает выделять в хоровом коллективе солистов, среди его участников может появиться и ревность. А такой раздор нашему молодому коллективу не нужен. Поэтому я всегда стараюсь четко расставить точки над i: конечно, коллективу нужны солисты, обладающие хорошими певческими данными от природы, но необходимо, чтобы у них еще и была живость характера, и умение держать себя на сцене. Над этим надо работать.
В этом году я решила никаких достижений солистов в коллективе не выделять и о результатах сольного пения не сказала ни родителям, ни детям. Но ребятам, выделяющимся своим природным дарованием, предоставляла для выступления маленькие сольные фрагменты. В итоге мы представляем абсолютно разные варианты песни.
-А КАКИЕ-ТО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ ДЕТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПОЛУЧАЮТ?
-Мы коллектив художественный, мы не изучаем что-то, а поем. В нашу студию дети приходят со- всем маленькими, не зная нотной грамоты. У них еще нет такого предмета, как сольфеджио. Но тем не менее мы на занятиях, как в музыкальных школах, поем по партиям. Тем, кто постарше, раздаем нотные листы. И сольфеджио они тоже сдают. Но в основном «с голоса». Я работаю с ребятами в первую очередь над качеством певческого звука. Для этого использую различные певческие упражнения на постановку дыхания, сглаживание регистров. Одним словом, занимаюсь воспитанием голоса. Такой певческий тренинг – работа длительная и продолжается не один год... В свои занятия я обязательно включаю вокальные этюды – коротенькие песенки, которые тоже развивают у детей эмоциональную сферу. Это своеобразное пение в диалоге, когда я делю ребят по группкам, и одна группа задает вопрос, а другая на него отвечает. Я считаю, что основная задача студии – творческая реализация детей и их эмоциональное раскрепощение, а в итоге –приобщение ребят к певческому искусству. Если в процессе занятий у ребенка выявляются серьезные вокальные задатки, то я обязательно обращаю на это внимание родителей, которые, возможно, захотят перевести сына или дочь в музыкальную школу или в музыкальный коллектив сольного пения.
-ЕСТЬ ЛИ У "КЛАСС!НОГО НАСТРОЕНИЯ" НОВЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПЛАНЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД?
-Я думаю, что за год своего существования мы сделали интересные наработки. Например, такие интересные номера, как «Новый художник», «Старая песня – новый день». И сейчас пришло время их как следует обкатать на публике. Песни, которые мы представили на отчетном концерте, тоже
надо кое в чем «довести». Думаю, после Нового года их можно будет показать даже на каком-то московском фестивале. Возможно, удастся показать свое выступление и на площадках Подмосковья, с которого начинали свои творческие поездки мои предшествующие коллективы.
-КАК, ЗАНИМАЯСЬ ШЛИФОВКОЙ НОМЕРА, СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ У РЕБЯТ НЕ ПРОПАЛ К НЕМУ ИНТЕРЕС?
-Педагог только должен правильно замотивировать своих учеников и поставить перед ними цель. Например, к февралю мы оттачиваем все мелочи: сначала – вокала, затем режиссуру и интонации. Кто-то спинку не может держать – спинку выпрямляем, кто-то некрасиво руку открывает и растопыривает пальцы – учим собирать пальчики. Наш урок мы делим на три части: сначала вокальный тренинг, потом вокальный этюд, который является мостиком к следующему этапу – работе над репертуаром. Обязательно включаю я в свои занятия упражнения по актерскому мастерству, хотя времени на это остается очень мало, ведь мы занимаемся только два раза в неделю. Но перед важным выступлением, конечно, чаще, и каждый день. И в коллективе уже сформировался костяк ребят, которые не пропускают ни одного занятия. Я думаю, что все, кто в этом году участвовал в отчетном концерте студии, продолжат в ней заниматься. А в следующем учебном году мы ждем прибавления новых сил и голосов!

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА КАЙБУШЕВА:
«Музыкой я занимаюсь с детства, но до сих пор не перестаю удивляться тому, как она увлекает и захватывает в свой волшебный плен», – говорит выпускница Стерлитамакского педагогического института, учитель музыки школы No 2086 и руководитель вокального коллектива «КлаССное
настроение» Наталья Николаевна Кайбушева. С чего началось для будущего педагога увлечение музыкой? Может быть, с папиной и маминой
мечты? «Папа мой очень хотел видеть дочку учителем музыки, – говорит Наталья Николаевна. – Сам он когда-то играл в школьном духовом оркестре на
трубе, и все, что было связано с музыкой, очень ему нравилось. Особенно романсы и духовая музыка. Он и до сих пор очень любит петь. Но музыкального образования у него никогда не было: нотную грамоту почти не знал, все, что играл, воспроизводил по слуху. Любит петь и моя мама и, тоже не имея абсолютно никакой музыкальной подготовки, берет по слуху вторые и третьи голоса». По словам Натальи Николаевны, в юности ее родителей даже приглашали учиться в музыкальный техникум, но годы были трудные, послевоенные, дети росли без отцов. И вместо музыкального училища шли в ФЗУ,
воспитанники которых находились на полном казенном содержании. Зато когда музыкальные способности обнаружились у дочери, родители Наташи постарались сделать все, чтобы она смогла их развить. Вначале была музыкальная школа и балетная студия. В школе постигала искусство игры на фортепьяно, пела в хоре, а в балетном классе училась соединять движение и музыку. Музыкальное училище окончила по специализации «История и теория музыки», получив диплом с правом преподавания хор-класса. А потом поступила в педагогический институт, где она уже вплотную занялась вокалом и эстрадным, и академическим. «То, что было заложено во мне моими педагогами в музыкальной школе, в училище, в институте, помогает мне в работе и до сих пор», – признается Наталья Николаевна. После окончания педагогического института работала с детьми в музыкальных школах и школах
искусств родной Башкирии, преподавала фортепиано. А первым крупным проектом после переезда в Москву стало для Натальи Кайбушевой создание музыкального театра «Чародейчики» в столичном дворце культуры «Южно-Портовый», где вместе со своей единомышленницей, хореографом Надеждой Николаевной Снежко, они ставили для юных актеров настоящие вокально-музыкальные спектакли. «Надежда Николаевна выступала хореографом и постановщиком номеров, я брала на себя всю вокальную часть, в том числе и подбор репертуара. Актерским мастерством с детьми тоже занималась профессиональная актриса. Это был очень дорогой для меня проект». С музыкальным театром «Чародейчики» и джаз-бандом «Веселые Лягушата» Наталья Николаевна побывала на фестивалях и конкурсах во многих странах, откуда коллективы всегда возвращались с призами.
«Каждая песня – это эмоции, спектакль, жизнь, которую надо преподнести зрителю. Подача песни должна быть сценической и выразительной. А выразительность основывается на культуре тела, певческого звука и мимики», – говорит Наталья Николаевна. Многое из опыта своей работы над проектом музыкального театра она применяет Теперь в нашей школе, добиваясь вместе со своими воспитанниками не просто пения, а эмоционального переживания песни.

Made on
Tilda