"главное качество человека, практикующего айкидо, - баланс мудрости и сочувствия"
Шульц
Сергей Валерьевич
Среди боевых искусств у айкидо особое положение. Возможно, оно самое "миролюбивое" из них. О том, чем интересен этот вид боевого искусства и кому он может подойти, мы беседуем с главным инструктором Московского представительства Айкидо Рэсинкай в России, тренером секции айкидо.
посмотреть интервью полностью
- Сергей Валерьевич, у вас высшее образование, где вы учились?
- Я давно увлекаюсь боевыми искусствами. Вначале это были занятия дзюдо, самбо и немножко ушу, потом пятилетняя практика карате. После службы в армии поступил в севастопольскую Академию боевых искусств и оздоровительных систем – было это в 1994-м. В 1999 году закончил ее, сейчас, в основном, преподаю айкидо.
- Вы всегда занимались с детьми?
- Нет, первое время у меня были взрослые группы. Практиковался в фитнес-клубах, там же я прошел подготовку для работы с детьми. И теперь, вот уже больше 12 лет, веду детские группы. Для ребят у нас есть не только программа занятий во время учебного года, имеются и детские лагеря. Они действуют во время осенних, зимних, весенних и летних каникул.
- По какой системе вы занимаетесь с ребятами?
- Система называется Рэнсинкай-айкидо. Этот стиль айкидо – единственный, который был принят на вооружение спецназом полиции Токио. В 1960-х годах была проблема с подготовкой спецподразделений полиции. Сначала это были выходцы из школы карате (а этот вид не очень-то годится для уличных условий). Например, были случаи, когда полицейских избивали демонстранты. Затем стали нанимать мастеров кендо – те, наоборот, убивали демонстрантов, потому что обладали неконтролируемой силой удара. В итоге остановились на айкидо – именно на том стиле, который преподаем мы. Подготовка в нашем клубе идет в традиционной самурайской системе. Обучение включает не только физические упражнения, но и психологический аспект, тактическую подготовку, философскую базу. Ведь все техники айкидо (если их применить в полную силу) могут быть смертельно опасны. Поэтому без философской подготовки это уже будет не боевое искусство, а банальный вид спорта.
- Расскажите об этой философской подготовке?
- Она включает аспект воспитания морально-волевых человеческих качеств. Философская основа строится на не нанесении вреда противнику. Необходимо совершить техническое действие так, чтобы не только защитить себя, но и того, кто на тебя нападает, даже если их несколько человек. Контроль – прежде всего. Контроль сознания дает контроль над движением тела. Поэтому, в первую очередь, происходит работа над сознанием, и она непосредственно вплетена в тренировочный процесс. Например, совершая поклоны (входя и выходя из зала, перед тем или иным техническим действием), мы тренируем в себе доброжелательное отношение к окружающему миру и, прежде всего, друг к другу. Это уже привычка – позитивный настрой, позитивное дружеское (а не соперническое) отношение к другим.
Соревнования у нас даже не внесены в систему подготовки. Во-первых, соревнование – это чисто физическое действие, когда мы пытаемся доказать кому-то свое превосходство. Во-вторых, мы раздуваем свое собственное эго, стараясь доказать миру, что мы превосходим всех остальных. В-третьих, соревнуясь с кем-то, мы сознательно вступаем в конфликтную ситуацию, причем в ней мы или проигрываем, или выигрываем. А айкидо нас учит трансформировать энергию конфликта гармонично. То есть использовать силу атаки и намерение противника уничтожить нас для того, чтобы рассеять эту энергию, использовать ее в собственных целях. Мы осознаем, что это – боевое искусство, а не просто какое-то физическое действие. Здесь очень важно правильное гармоничное отношение к окружающему миру, основанное на самоуважении (правильном отношении к себе, без самовлюбленности и без самобичевания). Человек должен найти «золотую середину»: и самому оставаться достойным, и других уважать. Айкидо учит нас не просто преодолевать препятствия, а использовать ту энергию, которую они перед нами создают.
- Как вам удается донести до ваших учеников, особенно тех, кто помладше, важность этих философских понятий?
- Первое, с чем встречаются наши ученики – это дисциплина, и, прежде всего, на тренировках. Основной аспект начального этапа обучения – внешняя дисциплина. Постепенно это должно приводить к самодисциплине, самоорганизованности, к осознанию самого себя в пространстве.
Тренировки проходят в режиме постоянного взаимодействия с партнером. Причем, партнер всегда разный: с одним что-то получается, с другим – нет. Нужно найти некую гармонию, чтобы техника работала с любым человеком, независимо от возраста, веса, роста, силы, скорости.
- Какие качества характера вырабатываются у ваших учеников в процессе занятий?
- Морально-волевые качества – за счет того, что приходится терпеть внешние препятствия. Например, в виде затруднений с физическими упражнениями или сложными действиями, на которых строятся все техники айкидо.
Формируется воля к преодолению сложной ситуации, чтобы человек мог не просто развернуться и убежать, а сумел, оставшись внутри конфронтации, гармонично использовать свою энергию. Встать утром в лагере на пробежку. Несмотря на усталость, продолжать отжиматься, хотя не хочется и больно. Продолжать повторять одни и те же технические действия – это требует концентрации сознания, чтобы оно стало спокойным, как глубокий океан. Мы заставляем свое сознание оставаться расслабленным даже в страшных и опасных ситуациях. Это спокойствие позволяет принимать правильные решения. Оно подобно поверхности горного озера, в котором отражается все, что над ним возникает.
- Как быстро прогрессируют ваши ученики?
- Достижения в айкидо носят скорее внутренний, а не внешний характер. Могу сказать, что многие из детей, которые пришли заниматься полгода назад, сейчас с удовольствием выполняют те упражнения, которые казались им поначалу невероятно сложными. Например, один раз отжаться – уже было для них катастрофой. Сейчас они могут отжиматься без перерыва по 50-60 раз. Вот это как раз внешние достижения. Для меня приоритетным в достижениях является то, что дети становятся более самостоятельными. За этим приятно наблюдать, потому что бесстрашие, возникающее постепенно, шаг за шагом, ни в коем случае не связано с агрессией. Оно основано на доброте, на взаимопонимании между детьми в группе. У одного что-то получается, у другого – нет, и они пытаются помочь друг другу. Даже когда приходится сталкиваться с большими трудностями. Например, если ты находишься в лагере осенью или весной. Когда еще темно, и хочется спать, надо вылезти из теплой постели и побежать по мокрой земле куда-то во тьму, и делать это каждый раз в течение нескольких дней. Такой опыт, пусть даже небольшой, очень хорошо раскрывает тот потенциал, который изначально заложен в каждом ребенке, но скрыт в силу каких-то причин. Когда ребенок преодолевает трудности, это видно, даже просто по глазам.
- В самом начале беседы вы упомянули, что заканчивали Академию Боевых искусств и оздоровительных систем. Расскажите об этих оздоровительных системах и о том, как проходило ваше обучение?
- Оздоровительные системы – это йога, цигун, тайцзицюань и всевозможные виды фитнеса. У истоков создания Академии стояли мастер карате (на тот момент у него был седьмой дан) француз Ролан Хаберзетцер, мастер джиу-джитсу из Англии Бобби Кларк (шестой дан) и имеющий пятый дан каратэ, крымчанин Владимир Леонидович Тюнин. В начале это была просто Академия каратэ с факультативом по джиу-джитсу. Спрос на подобные заведения был очень велик. Даже в московской Академии физической культуры и спорта не было факультета боевых искусств. Академия открылась при Симферопольском государственном университете в качестве филиала, базирующегося в Севастополе. Деканом был Владимир Леонидович Тюнин. Год они практиковали только каратэ, а потом слава об Академии разнеслась по всему бывшему Советскому Союзу, и к нам в Севастополь стали приезжать на обучение из всех бывших союзных республик: Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Прибалтики, Белоруссии, соответственно, Украины и России. У нас учились даже ребята из Владивостока. Потом открылся факультет джиу-джитсу, айкидо, тхэквондо. Затем пошли муай-тай - тайский бокс, кикбоксинг (как производное от тайского бокса), тайцзицюань, цигун, йога. Через несколько лет заработал факультет фитнеса и оздоровительной гимнастики. Я поступил на факультет айкидо. Мне повезло: я учился у людей, которые помогали при ликвидации последствий землетрясения в Узбекистане, работали в Нагорном Карабахе – врачи-реабилитологи, реаниматоры. Бывшие олимпийские чемпионы по борьбе и гимнастике проводили занятия по теории и методике физического воспитания и педагогике. Конечно, трудно приходилось: нужно было и деньги зарабатывать, и учиться. Тренировки проводились дважды в день: утром перед теорией два-три часа, а потом еще и вечером.
- Каким образом проходит аттестация учеников?
- На инструкторский уровень – только в Японии. А в России – на ученические степени (эту аттестацию я провожу сам) и мастерские (от первого дана) – вместе с моим учителем, он живет в нашей стране уже лет 15. Мой учитель – англичанин Дэвид Эйрз. Когда-то он служил в британском спецназе в Малайзии. Там он прошел обучение айкидо у Фрэнсиса Рамасами. У него есть свой хомбу-додзё на Ленинском проспекте, он – мастер международного уровня. Человек, вдохновляющий нас техникой высочайшего уровня и своими личностными качествами. Это очень надежный человек, который является нашим непосредственным учителем. Глава нашей школы – сенсей Цутому Чида (основатель направления айкидо, которым мы занимаемся). Это направление он разработал вместе с Иноуэ-сенсеем (10 дан). Мы недавно ездили к нему на фестиваль айкидо в Токио и префектуру Чичибу. Вместе с Чида Цутому они разработали систему подготовки спецназа полиции Токио – то, о чем мы говорили в начале беседы. Ежегодно набирают несколько человек на курс (основные кадры уже подготовлены). Если из 50-60 человек остается 10 – это хорошо, потому что тренировки проходят в серьезном режиме. Чида-сенсей является основной фигурой, превратившей айкидо из хаотического боевого искусства в четкую, методологически выстроенную структуру, и это фигура мировой величины. За ним и его инструкторами будущее айкидо.

ДОСТИЖЕНИЯ
Техники боевых искусств, и айкидо в том числе, если применять их бесконтрольно, могут быть смертельно опасны. И человек, который получает в руки такое оружие, должен уметь контролировать свои эмоции и взвешивать свои решения. Философская основа айкидо состоит в отсутствии агрессии и нанесении вреда противнику. Необходимо совершить техническое действие так, чтобы защитить не только себя, но и того, кто на тебя нападает, даже если нападающих несколько.Существуют люди, которые хотят быть сильными, способными постоять за себя и за других, но не стремятся при этом быть жестокими - склонны избегать конфликт.
У нас, например, соревнования даже не внесены в систему подготовки студентов. Во-первых, соревнование - чисто физическое действие, когда мы кому-то пытаемся доказать свое превосходство. Во-вторых, соревнования ограничены правилами, которых в реальной потасовке мало кто придерживается. В-третьих, соревнуясь, мы раздуваем свое собственное эго, стараясь доказать миру, что мы превосходим всех остальных. В-четвертых, соревнуясь с кем-то, мы сознательно вступаем в конфликтную ситуацию, при чем в ней мы проигрываем или выигрываем. А айкидо нас учит трансформировать энергию конфликта в энергию гармонии.
В айкидо гораздо важнее достижения внутренние , чем внешние. Например, то, что ребенок становится самостоятельнее. Одно из главных отличий айкидо от других единоборств как раз в том и состоит, что в нашей секции ученик соревнуется в первую очередь с самим собой, не отвлекаясь на количество призовых мест и медалей, полученных за участие в соревнованиях. Ведь, как говорилось ранее, у нас их не бывает.
Ученики секции и их родители принимают активное участие во всех наших мероприятиях. За все года мы уже несколько раз на семинарах в Японии, посетили несколько известных провинций, принимали участие в учебных курсах японских сэнсэев разных уровней. В конце 2017 г. мир потерял несколько легендарных учителей айкидо. Но у наших учеников был уникальный шанс не просто встретиться с ними, но и получить от них уникальные знания.
Каждое лето мы вместе с учениками и их родителями отправляемся в айкидо-лагеря, где вместе с боевым искусством практикуем также гравитационные практики, конный спорт и альпинизм под руководством опытных инструкторов.
Наша секция айкидо словно большая дружная семья! Мы общаемся и учимся вместе с ребятами, практикующими Айкидо Рэнсикай в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калуге, Владивостоке, Ярославле и других регионах.

РАСПИСАНИЕ
Понедельник
15:30 - 16:30
16:30 - 17:30
Пятница
15:30 - 16:30
16:30-17:30
Суббота
10:00 - 11:00
11:00 - 12:00
Made on
Tilda